Дело № 2-557/ 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Торопец 21 декабря 2010 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Леонтьевой Л.И.,
при секретаре Лобачевой О.В.,
с участием:
истца Островской Е.Р.,
представителя ответчика Кузнецова И.В.,
третьего лица Островского В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островской Е.Р. к ООО «Торопецкое» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Островская Е.Р. обратилась в суд с иском к ООО «Торопецкое» о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> мотивируя тем, что в 2009 году администрацией ООО «Торопецкое» ей была предоставлена комната в общежитии. Был выдан ордер на вселение. 13 ноября 2009 года с нею был заключен договор социального найма данного жилого помещения. Данный дом значится как общежитие, однако не соответствовал и не соответствует в настоящее время требованиям, предъявляемым к общежитиям: обслуживающий персонал отсутствует, обеспечение мебелью, инвентарем, приборами бытового и культурного назначения не производится. В муниципальный жилищный фонд дом не передан. В связи с этим она лишена возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку ни администрация предприятия, ни администрация г. Торопец заключить с ней договор о передаче жилого помещения в собственность не могут.
В судебном заседании истец свои требования поддержала и пояснила, что работала в ООО «Торопецкое». В июле 2009 года решением администрации и общего собрания ООО «Торопецкое» ей была предоставлена отдельная комната № в общежитии по адресу <адрес>. Администрацией ООО «Торопецкое» с нею заключен договор социального найма жилого помещения. В данной комнате она проживает с мужем Островским В.Ю. Данный дом значится как общежитие, но в качестве общежития не используется: отсутствует обслуживающий персонал, не производится обеспечение инвентарем, бытовыми приборами и принадлежностями. Мебель, бытовые приборы, инвентарь приобретен ими самими. Оплата за наем жилого помещения и коммунальные услуги производится по установленным тарифам, а не за место в общежитии. Дом находится на балансе ООО «Торопецкое», в муниципальный жилищный фонд не передан. Однако приватизировать квартиру он не может. Администрация ООО «Торопецкое» оформлять договоры приватизации не имеет права, органы местного самоуправления также не могут этого сделать, поскольку дом в муниципальный жилищный фонд не передан. В результате она не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, в связи с чем с согласия мужа просит признать за ней в порядке приватизации право собственности на занимаемую комнату в судебном порядке. Ранее в приватизации жилья она участия не принимала, проживала на частных квартирах.
Представитель ответчика – председатель ООО «Торопецкое» Кузнецов И.В. иск признал и пояснил, что жилой дом по адресу <адрес> постройки 1970 года ранее состоял на балансе "П.". Впоследствии "П." было реорганизовано в "М.", затем в ТОО "Т.", правопреемником которого является ООО «Торопецкое». Дом строился как общежитие – коридорного типа с отдельными комнатами и общей кухней и использовался в качестве общежития примерно до 1990 года. Общежитие предназначалось для работников "П.", но в настоящее время из числа проживающих только 2 человека работают на предприятии, остальные в основном пенсионеры, которые проживают постоянно. Но статус дома не менялся, он значится как общежитие и находится на балансе ООО «Торопецкое». Плату за жилье и коммунальные услуги жильцы оплачивают по тарифам, установленным для оплаты жилья по договорам социального найма. Коменданта, обслуживающего персонала не имеется. Мебелью, бытовым оборудованием, предметами бытового назначения жильцы обеспечивают себя сами, сами делают ремонт в комнатах и квартирах. Общежитие в муниципальный жилищный фонд не передавалось, поскольку это требует значительных затрат для подготовки документации и приведение самого дома в надлежащее техническое состояние, а средств на это нет. В 2009 году комната № решением общего собрания и администрации была предоставлена Островской Е.Р. Был выдан ордер, заключен договор социального найма жилья. ООО «Торопецкое» признает, что истец имеет право на приватизацию квартиры, однако в соответствии с ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» заключать договора приватизации ООО «Торопецкое» не имеет права.
Представитель третьего лица –администрации г.Торопец, надлежащим образом уведомленный о слушании дела в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В удовлетворении требований истца не возражают.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Островский В.Ю. пояснил, что является мужем истца. Комната № в доме по <адрес> была предоставлена жене ООО «Торопецкое» в 2009 году в связи с работой на предприятии. Дом значится как общежитие, но фактически общежитием не является. Оплату жилья и коммунальных услуг они оплачивают полностью сами по установленным в г. Торопце тарифам. В комнате они проживают вдвоем с женой и зарегистрированы в данном жилом помещении. Ни он, ни жена правом приватизации не пользовались. По взаимной договоренности он просит признать право собственности на занимаемую квартиру за женой.
Заслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1(с изменениями от 23.12.1992 г., 11.08.1994 г., 28.03.1998 г., 01.05.1999 г., 15.05.2001 г., 20.05.2002 г., 26.11.2002 г., 29.06.2004 г., 29.12.2004 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) по договору социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность (ст.2 Закона) на условиях, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными актами Российской федерации. Приватизация помещений, находящихся в общежитиях, данным законом не предусмотрена.
В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> был сдан в эксплуатацию государственным предприятием "П." в 1970 году как общежитие для работников предприятия. Впоследствии "П." ( "М.") в ходе приватизации предприятий 23.03.1992 года реорганизовано в ТОО "Т.", а затем постановлением Главы администрации Торопецкого района №42 от 27.01.2000 года перерегистрировано в ООО «Торопецкое». В настоящее время данный дом находится на балансе ООО «Торопецкое», в уставный капитал не включен.
Федеральным законом от 23.12.1992 года №4199-1 в ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности жилищные права граждан, в том числе право на бесплатную приватизацию жилья сохраняются. Кроме того, прямо предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятии, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, в том числе и общежития, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, подлежал передаче в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на бесплатную приватизацию жилья. Указом Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» было прямо установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда, к которым относятся и общежития. Данные объекты, являясь государственной собственностью, подлежали передаче администрации по месту расположения объекта.
Как следует из ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в муниципальную собственность, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
То обстоятельство, что жилое помещение, находящееся в общежитии, ранее принадлежавшем государственному предприятию, при реорганизации предприятия не было передано в муниципальную собственность, не может явиться препятствием к реализации гражданином своего права на приватизацию такого жилого помещения. Очевидно, что в этих случаях жилые помещения в общежитиях не могут сохранять свой прежний статус, соответственно к ним должен применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 г. на данные правоотношения по пользованию жилыми помещениями в подобных общежитиях должны распространяться общие положения о приватизации жилых помещений.
В соответствии со ст. 62 ч.2 ЖК РФ приватизировать можно жилое помещение, которое отвечает требованиям, предъявляемым к договору социального найма жилого помещения. В частности, самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
Таким образом, дом по адресу <адрес> построенный в 1970 году как общежитие, входил в государственный жилищный фонд, находился в хозяйственном ведении "П.", "М.", а после его приватизации перешел в ведение правопреемника ООО «Торопецкое». В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на данный дом не зарегистрированы, в муниципальный жилой фонд дом не передавался. В связи с этим данный дом продолжает находиться в государственной собственности независимо на чьем балансе он состоит.
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы или обучения. Требованиям, предъявляемым к общежитиям в соответствии со ст. 94 ЖК РФ, Примерным положением об общежитиях, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 11.08.1988 года №328 указанный дом не соответствует. Жилые помещения, предоставленные для проживания мебелью и другими, необходимыми для проживания граждан предметами не оборудованы. Бытовые помещения не обустроены и необходимым инвентарем не оснащены. Обслуживающий персонал отсутствует. В соответствии со справкой администрации ООО «Торопецкое» данный дом как общежитие не используется с 1990 г. В муниципальный жилищный фонд Торопецкого района и г. Торопец общежитие по адресу <адрес> не передавалось, что подтверждено справками комитета по управлению имуществом Торопецкого района и администрации г. Торопец.
Истец занимает жилое помещение – изолированную комнату площадью 14,8 кв.м. по адресу <адрес> на законных основаниях в связи с ордером на вселение, выданным администрацией ООО «Торопецкое» на основании решения общего собрания участников от 10.07.2009 года. Пользуется данным жилым помещением на условиях социального найма, что подтверждено заключенным с нею ответчиком договором социального найма от 13.11.2009 года. Занимаемое жилое помещение представляет собой отдельную изолированную комнату, которая иного целевого назначения, кроме как использования для проживания не имеет. Ранее истец права на приватизацию жилья не использовал. В связи с этим истец имеет право на приватизацию занимаемого отдельного жилого помещения.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, вправе приватизировать занимаемое жилое помещение с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. Истец, проживающий в жилом помещении вместе с мужем Островским В.Ю., с его согласия просит признать право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации за ней. Согласие на признание права собственности на данное жилое помещение за одним членом семьи – Островской Е.Р. подтверждено Островским В.Ю. в судебном заседании.
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в действующей в настоящее время редакции передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Поскольку спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, а ответчик ООО «Торопецкое», на балансе которого находится общежитие, не уполномочен собственником на передачу его в собственность граждан и не имеет права на заключение с истцом договора приватизации, требования истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации является обоснованным. Такой способ защиты права как признание права предусмотрен ст. 12 ГК РФ.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, в связи с чем требования истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Островской Елены Робертовны удовлетворить.
Признать за Островской Еленой Робертовной в порядке приватизации право собственности на изолированное жилое помещение - комнату № площадью 14,8 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное решение является основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество в виде жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> за Островской Еленой Робертовной, дата обезличена года рождения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд.
Судья