Дело № 2-223/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Торопец 04 июля 2011года Торопецкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Л.И. при секретаре Колбаневой О.В., с участием ст. помощника прокурора Торопецкого района Тверской области Иванова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к СППК « Бончаровский» об обязании провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию У С Т А Н О В И Л : Прокурор Торопецкого района Тверской области обратился в суд с иском об обязании проведения аттестации рабочих мест. По результатам проведенной проверки установлено, что в СППК « Бончаровский» в нарушение требований ст.212 Трудового кодекса РФ не аттестованы имеющиеся согласно штатного расписания рабочие места по профессиям. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда, недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций. Не проведение аттестации СППК « Бончаровский» рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием, может повлечь за собой указанные неблагоприятные последствия, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил обязать СППК « Бончаровский» в срок до 31 декабря 2011 года провести аттестацию по условиям труда имеющихся на предприятии рабочих мест согласно штатному расписанию от 06 января 2011года. В судебном заседании ст. помощник прокурора Торопецкого района Иванов А.В. поддержал исковые требования в полном обьеме по изложенным в иске основаниям. В судебном заседании представитель ответчика СППК « Бончаровский» Тукалевская М.И. иск признала в полном объеме. В связи с отдаленность места нахождения СППК и финансовыми затруднениями просила предоставить срок исполнения до февраля 2012 г. Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.Право на обращение прокурора в суд о понуждении предприятия к проведению аттестации рабочих мест подтверждено также Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.06. 20007 № 81- ВП РО7-8. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Круг лиц, в защиту которых подано заявление, определить не представляется возможным, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. В соответствии со статьей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Работодатель обязан обеспечить кроме прочего проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно ст.209 ТК РФ, - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и ( или ) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок). Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: - Трудовой кодекс РФ; - нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда; - системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что несмотря на наличие в СППК «Бончаровский» по штатному расписанию 31 человек, в том числе управление и специалисты 7 человек, цех по переработке молока 12 человек, вспомогательное производство 12 человек, аттестация по условиям труда не проведена. В силу ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Учитывая, что СППК «Бончаровский» является юридическим лицом, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, суд считает заявленные требования прокурора Торопецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании, признания иска ответчиком. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина, - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области, удовлетворить. Обязать СППК « Бончаровсий» в срок до 31 декабря 2011 года провести аттестацию по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест согласно штатному расписанию от 6 января 2011 года. Взыскать СППК « Бончаровсий» государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 4000 ( четыре тысячи ) рублей. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения суда. Федеральный судья Л.И.Леонтьева