о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2-221/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 14 июля 2011 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Леонтьевой Л.И.,

при секретаре Селезневой О.В.,

с участием истца Корневой В.В.,

третьих лиц - Корнева В.А., Корнева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корневой В.В. к СПК «Подгороднее» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Корнева В.В. обратилась в суд с иском к СПК «Подгороднее» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, мотивируя тем, что ее муж Н. состоял в трудовых отношениях с совхозом «Подгороднее» и в 1977 году их семье, состоящей из 4 человек, была предоставлена совхозом трехкомнатная квартира общей площадью 55,3 кв.м. в том числе жилой площадью 43,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В данной квартире были зарегистрированы все члены семьи: она, муж, сыновья Корнев В.А. и Корнев С.А.. В 1992 году совхоз «Подгороднее» был преобразован в АО «Подгороднее, а затем в СПК «Подгороднее». 10 августа 2001 года между СПК «Подгороднее», на балансе которого состоял их дом, и ее мужем Н. был заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан. Данный договор зарегистрирован в администрации Подгородненского сельского округа. Согласно договора квартира была передана в собственность мужу и ей. Данный договор подлежал государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, однако муж своевременно не обратился для регистрации прав собственности на квартиру и не получил свидетельство о государственной регистрации права собственности. В настоящее время в квартире проживает одна, муж Н. умер 06 августа 2005 года. При оформлении наследственных прав в выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусом ей было отказано по причине отсутствия регистрации правоустанавливающих документов на квартиру в ЕГРН. Она обратилась в УФРС для оформления права собственности на квартиру, однако ей в устной форме в регистрации было отказано, поскольку договор на передачу квартиры им в собственность противоречит требованиям ст.1 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», СПК не является уполномоченным органом на передачу квартир в собственность граждан. Поскольку во внесудебном порядке решить вопрос об оформлении квартиры ей в собственность невозможно, просит признать за ней право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

В судебном заседании истец свои требования поддержала и пояснила, что вместе с мужем работали в совхозе «Подгороднее. В 1977 году по решению администрации совхоза и профсоюзного комитета им была предоставлена квартира в новом доме по адресу <адрес>. В 1992 году совхоз был преобразован в АО «Подгороднее», а затем в СПК «Подгороднее». При реорганизации их дом в муниципальную собственность не передавался, передавался с основными средствами в преобразованные предприятия, в которых они продолжали работать. В 2001 году СПК «Подгороднее» передало занимаемую квартиру им в собственность в порядке приватизации на основании договора от 10.08.2001 года. С этого времени они сами содержали квартиру, оплачивали налоги. Своевременно государственную регистрацию прав собственности на квартиру не произвели. 06.08. 2005 года муж умер. Она своевременно обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства. Дети от своих прав на наследство отказались в ее пользу. Получить свидетельство о праве собственности на квартиру в порядке наследования она не может, поскольку квартира не прошла государственную регистрацию. В УФРС зарегистрировать право собственности по договору приватизации также отказались, поскольку СПК не может быть стороной договора о передаче в собственность государственного и муниципального имущества. С 1977 года она постоянно проживает в данной квартире. Просит признать за ней право собственности на данную квартиру в порядке приватизации.

Представитель ответчика СПК «Подгороднее» в судебное заседание не явился, телефонограммой просил рассмотреть дело без их участия, уведомив, что СПК иск признает и просит удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Корнев В.А. исковые требования матери Корневой В.В. поддержал, пояснив, что в 1977 году родителям от совхоза «Подгороднее» была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу <адрес>, в которой постоянно проживали отец, мать и он с братом. После реорганизации совхоза их дом состоял на балансе АО «Подгороднее, а затем СПК «Подгороднее». В 2001 году родители приватизировали занимаемую квартиру. Он с братом в приватизации не участвовали. В 2005 году отец умер. Они с братом от своих прав на наследство отказались в пользу матери, официальный отказ находится в наследственном деле. Мать своевременно приняла наследство, но получить свидетельство о праве собственности на квартиру не может, т.к. своевременно ни она, ни отец свои права на квартиру в соответствии с договором приватизации в регистрационной палате не зарегистрировали. В данной квартире в настоящее время мать проживает одна.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Корнев С.А. иск матери Корневой В.В. поддержал и дал аналогичные показания, подтвердив, что от своей доли в наследстве после смерти отца он официально отказался в пользу матери, просит признать за ней право собственности на квартиру.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области представило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. В удовлетворении иска не возражают.

Свидетель Т. показала, что Корневы работали в совхозе «Подгороднее», которым им в 1977 году была предоставлена квартира в двухквартирном доме по адресу <адрес>. В 1992 году совхоз «Подгороднее был преобразован в АО «Подгороднее», затем в СПК «Подгороднее». В ходе реорганизации жилой дом по адресу <адрес> в муниципальную собственность Подгородненского сельского поселения не передавался и в реестре муниципальной собственности не значится. В 2001 году Корневы приватизировали занимаемую с 1977 года квартиру. Договор о передаче квартиры от СПК «Подгороднее» Н. и Корневой В.В. зарегистрирован в администрации Подгородненского сельского округа.

Свидетель С. показала, что Н. и Корнева В.В. работали в совхозе «Подгороднее». В 1977 году им совхозом была предоставлена квартира в новом двухквартирном жилом доме по адресу <адрес>. С этого времени они постоянно проживали в данной квартире. В феврале 1992 года совхоз «Подгороднее» был реорганизован в АО «Подгороднее», в 1997 году - в ЗАО «Подгородненский свинокомплекс», затем на основании Постановления главы администрации Торопецкого района от 28.04.2001 года в СПК «Подгороднее», которые последовательно являлись правопреемниками друг друга. Жилой фонд, в частности дом по адресу <адрес> в ходе реорганизаций в муниципальную собственность не передавался, находился на балансе реорганизованных предприятий как основные средства. В 2001 году Корневы приватизировали занимаемую квартиру. Она сама, работая в то время инспектором по кадрам СПК «Подгороднее», составляла договор о передаче квартиры от СПК «Подгороднее» в собственность Н. и Корневой В.В. Двое их сыновей были уже взрослыми и в приватизации квартиры не участвовали. После заключения договора квартиры с баланса СПК «Подгороднее» была снята. СПК никаких претензий по поводу данной квартиры не имеет.

Заслушав стороны, третьих лиц, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1(с изменениями от 23.12.1992 г., 11.08.1994 г., 28.03.1998 г., 01.05.1999 г., 15.05.2001 г., 20.05.2002 г., 26.11.2002 г., 29.06.2004 г., 29.12.2004 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) по договору социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность (ст.2 Закона) на условиях, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными актами Российской федерации.

Как установлено в судебном заседании жилой дом по адресу по адресу <адрес> был построен совхозом «Подгороднее» и относился к государственному жилищному фонду. Данный жилой дом в 1977 году совхозом «Подгороднее» был предоставлен работнику совхоза Н. Истец Корнева В.В. с 11.10.1977 года по настоящее время постоянно зарегистрирована в данной квартире, что подтверждено справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения и ксерокопией паспорта истца с регистрацией по указанному адресу.

В 1991 году в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» совхоз «Подгороднее» был реорганизован в акционерное общество «Подгороднее». Пунктом 5 ст.2 данного Закона было установлено, что приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируются иными законодательными актами России. Согласно ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции от 04.07.1991 года предполагалось в законодательном порядке установить условия, на которых подлежал бы приватизации совместно с предприятием и жилищный фонд, закрепленный за этими предприятиями на праве полного хозяйственного ведения. Такие условия в законодательном порядке установлены не были. Постановлением Правительства РФ №708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (п.6) установлено, что при реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»( в редакции от 23.12.1992 г.) при переходе государственных или муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности жилищные права граждан, в том числе право на бесплатную приватизацию жилья сохраняются. Кроме того, прямо предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятии, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, подлежал передаче в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на бесплатную приватизацию жилья.

При реорганизации в 1992 году совхоза «Подгороднее» в АО «Подгороднее», в 1997 году - в ЗАО «Подгородненский свинокомплекс», затем 2001 году в СПК «Подгороднее» жилищный фонд, в частности жилой дом <адрес> в данном доме, занимаемая семьей Корневых, в ведение органов местного самоуправления передан не был и оставался в хозяйственном ведении правопреемников совхоза, в частности с 28.04.2001 года находился в ведении СПК «Подгороднее», что подтверждено справкой СПК «Подгороднее».

Корневы, имея право на приватизацию занимаемого по договору найма жилого помещения, реализовали свое право. Договором от 10.08.2001 года СПК «Подгороднее», в ведении которого, как правопреемника реорганизованного совхоза «Подгороднее», находилась квартира по адресу <адрес>, передал данную квартиру в совместную собственность Н. и Корневой В.В.

Н., являющийся собственником приватизированной совместно с истцом Корневой В.В. квартиры по адресу <адрес>, умер 06.08.2005 года, что подтверждено копией свидетельства о смерти.

Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием.

В силу ст. 1142 Г РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Наследниками 1 очереди на имущество наследодателя Н. являются жена и дети. В судебном заседании право истца на наследство по закону подтверждено свидетельством о браке, согласно которого Н. зарегистрировал брак с А-вой В.В., ей присвоена фамилия Корнева (актовая запись бюро ЗАГС <адрес> о регистрации брака от дата обезличена). Дети наследодателя Корнев В.А. и Корнев С.А. от своих прав на долю наследства отказались в пользу матери, что подтверждено их официальными заявлениями, представленными в нотариальную контору и показаниями в суде.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Корнева В.В. своевременно 04.10.2005 года обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства и фактически приняла наследство, осталась проживать в квартире, владеет, пользуется и распоряжается всем имуществом. Истцу выданы нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону на часть наследственного имущества: денежный вклад, мотоцикл.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у приобретателя с момента такой регистрации.

Ст. 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года.

Своевременно Н. и Корнева В.В. право собственности на приватизированную квартиру не зарегистрировали.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним чьи либо права на квартиру по адресу <адрес> не зарегистрированы.

В соответствии со ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в действующей в настоящее время редакции передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Поскольку спорная квартира в муниципальную собственность передана не была, права собственности на приватизированную квартиру Н. и Корневой В.В. своевременно в установленном порядке зарегистрированы не были, а ответчик СПК «Подгороднее» в настоящее время не уполномочен на передачу государственных жилых помещении, находящихся в его ведении в собственность граждан, оформление истцом права собственности на квартиру, в том числе на долю наследодателя в общей собственности на квартиру во внесудебном порядке невозможно.

Суд находит, что требование истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение по адресу <адрес> в порядке приватизации и наследования является обоснованным. Такой способ защиты права как признание права предусмотрен ст. 12 ГК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Корневой В.В. удовлетворить.

Признать за Корневой В.В. право собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 55,3 кв.м. в том числе жилой площадью 43,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное решение является основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество в виде квартиры расположенной по адресу: <адрес> за Корневой В.В., дата обезличена года рождения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд.

Федеральный судья Л.И. Леонтьева