Дело №2-226/ 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Торопец 06 июля 2011 года Торопецкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего федерального судьи Леонтьевой Л.И., при секретаре Кожевниковой Е.А., с участием заявителя Иванова С.И., представителей Торопецкого отдела УФСГР кадастра и картографии по Торопецкому району – гл. государственного инспектора по использованию и охране земель Васильевой Л.В. и государственного инспектора по использованию и охране земель Торопецкого района Ивановой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке гл.25 ГПК РФ жалобу Иванова С.И. на неправомерные действия Торопецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, У С Т А Н О В И Л : Иванов С.И. обратился в Торопецкий районный суд с жалобой на неправомерные действия Торопецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, просит признать распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства № от 16 сентября 2010 года, распоряжение о проверке соблюдения земельного законодательства № от 30 мая 2011 года, протокол об административном правонарушении от 02 июня 2011 года по ч.1 ст.19.5 КоАП, акт проверки соблюдения земельного законодательства от 02 июня 2011года, постановление о назначении административного наказания № от 23 сентября 2010 года, вынесенные Торопецким Территориальным отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области незаконными и необоснованными и отменить их. В судебном заседании заявитель Иванов С.И. жалобу поддержал и пояснил, что проживает в <адрес> с матерью. При доме имеется приусадебный участок, находившийся в собственности отца, умершего в 2001 году. Наследство принял он, но документы о собственности на земельный участок им не оформлены. 16.09.2010 года Главным государственным инспектором Торопецкого Территориального отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Васильевой Л.В. было вынесено Распоряжение № о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении использования им земельного участка, принадлежащего отцу В. 23.09.2010 года была проведена внеплановая проверка и вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, назначено наказания в виде штрафа в размере 500 рублей. Считает, что проведение внеплановой проверки было незаконным, поскольку орган государственной власти в своих действиях руководствовался п.1 ст.7 ФЗ РФ № 134 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 года ( в редакции Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 60-ФЗ) признан утратившим силу с 01 мая 2009 года. В соответствии с ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 26.12.2008 года внеплановые проверки допускаются только в случаях прямо указанных в законе при согласовании с органами прокуратуры. Проведение внеплановой проверки в отношении него по использованию земельного участка с прокуратурой не согласовывалось, чем его права были нарушены. В результате незаконно проведенной проверки он был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Штраф 500 руб. он заплатил. Данные действия должностных лиц и постановление о наложение штрафа не обжаловал, посчитал, что этим все кончится. 30.05.2011 года гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой вновь было незаконно издано распоряжение о проведении вновь внеплановой проверки по исполнению им предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 23.09.2010 г. с продленным сроком исполнения до 23.05.2011 г. 02.06.2011 г. государственным инспектором Ивановой Т.М. был составлен акт проверки, в котором указано, что предписание по оформлению правоустанавливающих документов на землю им не выполнено. На основании акта гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. в отношении него составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, т.е. он фактически второй раз привлекается к административной ответственности за одно и то же нарушение земельного законодательства. Считает незаконными: распоряжение № от 30.05.2011 года о проведении внеплановой проверки незаконным, поскольку внеплановые проверки требуют определенных законом оснований и согласования с прокуратурой; акт проверки от 02.06.2011 г. и протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, поскольку они составлены на основании незаконного распоряжения и без участия понятых. Считает, что действиями органа государственной власти Торопецкого Территориального отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области существенно нарушены его Конституционные права и свободы вследствие того, что он незаконно привлечен к административной ответственности и подвергнут штрафу. Представитель Торопецкого отдела УФСГР кадастра и картографии по Торопецкому району государственный инспектор Торопецкого района по использованию и охране земель Иванова Т.М. считает жалобу Иванова С.И. необоснованной. Показала, что 16.09.2010 года проводилась плановая проверка соблюдения земельного законодательства собственниками земельных участков в <адрес>, в том числе в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером № В. При проверке оказалось, что В. умер в 2001 году, а земельным участком пользуется Иванов С.И. Поэтому гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. 16.09.2010 г. было издано распоряжение о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства Ивановым С.И. Дата проведения проверки 23.09.2010 г. была сообщена Иванову С.И. письменным уведомлением. Проведение внеплановых проверок предусмотрено «Положением о государственном земельном контроле». При проверке 23.09.2010 года было установлено, что, что земельный участок используется Ивановым С.И. без каких либо правоустанавливающих документов на землю. На основании акта о нарушении земельного законодательства 23.09.2010 г. в отношении Иванова С.И. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ – использование земельного участка без оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов. Постановлением гл. государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. от 23.09.2010 г. на Иванова С.И. был наложен штраф в размере 500 руб. Штраф он уплатил. Постановление не обжаловал. В настоящее время 3-месячный срок для обжалования истек. По выявленному в ходе проверки 23.09.2010 г. нарушению Ивановым С.И. земельного законодательства в порядке осуществления государственного земельного контроля гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. Иванову С.И. было выдано предписание, обязывающее в срок до 24.01.2011 г. устранить допущенное нарушение. По ходатайству Иванова С.И. срок исполнения данного предписания определением от 24.01.2011 года был продлен до 24.05.2011 г. По истечении срока исполнения предписания 30.05.2011 года контроля гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. было издано распоряжение № о проведении 02.06.2011 г. внеплановой проверки по исполнению Ивановым С.И. предписания от 23.09.2010 года, о чем было сообщено Иванову С.И. Актом проверки от 02.06.2011 года в присутствии Иванова С.И. и главы <адрес> сельского поселения М. было установлено, что Иванов С.И. предписание не выполнил и правоустанавливающие документы на используемый земельный участок не оформил. В связи с этим на Иванова С.И. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор(контроль) об устранении нарушений законодательства. Административный материал направлен для рассмотрения Мировому судье судебного участка Торопецкого района. Каких либо нарушений при проведении проверок и принятии решений в отношении Иванова С.И. не допущено. Главный государственный инспектор Торопецкого района по использованию и охране земель Васильева Л.В. подтвердила позицию, изложенную Ивановой Т.М. Заслушав заявителя Иванова С.И., главного государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель Васильеву Л.В., государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель Иванову Т.М., исследовав представленные участниками процесса документы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя. По правилам гл.25 ГПК РФ гражданами могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которыми нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пунктом 6 Положения установлено, что руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, являются главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель; специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней- государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Торопецкому району является начальник Торопецкого территориального отдела УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Васильева Л.В., государственным инспектором – ведущий специалист-эксперт Иванова Т.М. В соответствии с п. 12 Положения государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства. Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно п.9 Положения Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок: а)запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; б)обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля; в)давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий; г)составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности. Главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители также имеют право: а)в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; б)выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; в)направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности. В судебном заседании установлено, что в соответствии с Планом проведения проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 2010 год, утвержденным и.о. Главного государственного инспектора Тверской области по использованию и охране земель, и.о. руководителя Управления Роснедвижимости по Тверской области, на 16.09.2010 года запланирована проверка соблюдения земельного законодательства в отношении В., имеющего в собственности земельный участок в <адрес>. В соответствии с планом Главный государственный инспектор Торопецкого района по использованию и охране земель Васильева Л.В. издала распоряжение № от 16.09.2010 года о проведении проверки государственным инспектором Ивановой Т.М. В ходе проведения плановой проверки было установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером № В. умер в 2001 году, в связи с чем распоряжением Главного государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель была назначена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства Ивановым С.И., который фактически пользуется данным земельным участком. В ходе внеплановой проверки 23.09.2010 года было установлено, что земельный участок используется Ивановым С.И. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Выявленное нарушение земельного законодательства (ст. 7.1КоАП РФ) оформлено актом проверки от 23.09.2010 г., на основании которого Главным государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Иванова С.И. по ст. 7.1 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 500 руб. О проведении внеплановой проверки Иванов С.И. был уведомлен письменно, с актом проверки, протоколом об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, постановлением о назначении административного наказания по ст. 7.1 КоАП РФ Иванов С.И. был ознакомлен, о чем свидетельствуют его подписи в указанных документах. В установленный законом срок действия должностных лиц и постановление об административном наказания Ивановым С.И. обжалованы им не были. Уважительных причин пропуска срока не имеется. В соответствии со ст. 256 ч.2 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц в порядке гл. 25 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления. В связи с этим заявление Иванова С.И. в части оспаривания распоряжения Главного государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель № от 16.09.2010 года подлежит оставлению без удовлетворения в связи с пропуском установленного законом срока. Постановление о назначении административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ от 23.09.2010 года обжалованию в порядке ст. 25 ГПК РФ не подлежит, поскольку данные правоотношения регулируются КоАП РФ, гл. 30 которого установлены сроки и порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. 23.09.2010 года гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. Иванову С.И. было вынесено предписание, обязывающее в срок до 24.01.2011 г. устранить допущенное нарушение, срок исполнения которого определением от 24.01.2011 года был продлен до 24.05.2011 г. В порядке контроля гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. издано распоряжение № от 30.05.2011 года о проведении внеплановой проверки по исполнению Ивановым С.И. предписания об устранении нарушений земельного законодательства. Проверка проведена 02.06.2011 г. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Ивановой Т.М. с составлением акта проверки соблюдения заявителем земельного законодательства и исполнения вышеуказанного предписания, которым установлено, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства Ивановым С.И. не выполнено, правоустанавливающие документы на используемый земельный участок не оформлены. На основании материалов проверки гл. государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор(контроль) об устранении нарушений законодательства. Оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и необоснованным распоряжения № от 30.05.2011 года не имеется. Распоряжение № от 30.05.2011 года о проведении внеплановой проверки по исполнению Ивановым С.И. предписания об устранении нарушений земельного законодательства вынесено полномочным должностным лицом – главным государственным инспектором Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. в соответствии с правами, установленными Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006г. N689 с изменениями от 21 апреля 2010 г., 11 апреля 2011 г. Данным распоряжением права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению прав и свобод заявителю не созданы, данным распоряжением на заявителя незаконно не возлагается какая-либо обязанность и он данным распоряжением незаконно к ответственности не привлекается. В связи с чем в соответствии со ст. 255 ГПК РФ оснований для удовлетворения жалобы заявителя в этой части не имеется. Оснований для рассмотрения судом в порядке гл. 25 ГПК РФ дела в части оспаривания заявителем акта проверки от 02.06.2011 года и протокола об административном правонарушении от 02.06.2011 года в отношении заявителя по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ не имеется. Актом проверки зафиксировано неисполнение заявителем предписания главного государственного инспектора Торопецкого района по использованию и охране земель Васильевой Л.В. об устранении нарушений земельного законодательства от 23.09.2010 года. Данный акт явился основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении заявителя по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, административный материал передан для рассмотрения Мировому судье судебного участка Торопецкого района. Решение по административному материалу еще не принято. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года (п.7) в порядке главы 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного, уголовно-процессуального законодательства, а также норм Кодекса об административных правонарушениях РФ, в частности решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования( доказательства по делу, которыми являются соответствующие акты и протоколы). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства могут быть изложены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении либо в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Таким образом оснований для удовлетворения жалобы заявителя суд не усматривает. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ч.4 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иванову С.И. в удовлетворении жалобы на действия Торопецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Торопецкий районный суд. Федеральный судья Л.И.Леонтьева