Дело № 2- 323/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Торопец 13 сентября 2011года Торопецкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего федерального судьи Павловой Е.Г., при секретаре Полевой Е.Н. с участием пом. прокурора Торопецкого района Масленникова Е.В., представителя третьего лица - начальника отделения надзорной деятельности по г. Торопцу и Торопецкому району Сургучева А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Торопецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Скворцовского сельского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Торопецкого района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей Скворцовского сельского поселения с просьбой обязать администрацию Скворцовского сельского поселения устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, указав, что во исполнение Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), приказом ГУГПС МВД России от 04 июня 2001 года № 31 утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ-2001), обязательные для применения и исполнения. Ответственность за руководство системой пожарной безопасности, соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности возлагается законом на руководителей организаций. В ходе проверки, проведенной в администрации Скворцовского сельского поселения помощником прокурора района Масленниковым Е.В. в присутствии главы администрации сельского поселения Николаева А.А. 22 августа 2011 года установлено, что в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории Скворцовского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании истец - пом.прокурора Торопецкого района Масленников Е.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения по существу заявленного иска и просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности и установить на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара до 01 ноября 2011 года. Представитель ответчика -Администрации Скворцовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате и врмени слушания дела надлежащим образом извещен. Третье лицо – представитель отделения надзорной деятельности по г. Торопцу и Торопецкому району начальник отделения Сургучев А.А. исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Администрации сельского поселения, а именно отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара. Судом исследованы: - акт о результатах проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности от 22 августа 2011 года, согласно которому прокуратурой района в соответствви со ст. 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» в Скворцовском сельском поселении не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. (л.д. 15); - свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д.13, 14); Анализируя представленные доказательства, выслушав истца, представителя третьего лица, суд находит требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Скворцовского сельского поселения к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в частности, установить на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара обоснованными и подлежащими удовлетворению. Конституция РФ (ст. 20, 41) гарантирует гражданам право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 утверждены правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. В соответствии со ст. 37 Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п. 4 приказа Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичного проявления. Из материалов проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности от 22 августа 2011 года следует, что Администрацией Скворцовского сельского поселения в нарушении пункта 114 ППБ 01-03 на территории Скворцовского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно пункта 1 статьи Федерального закона от 06 октября 2003 года 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения. Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования Скворцовского сельского поселения Торопецкого района. Так, согласно пункту 10 статьи 7 Устава, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Скворцовского сельского поселения относятся к вопросам местного значения. Пункт 11 статьи 33 Устава предусматривает, что администрация Скворцовского сельского поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов Скворцовского сельского поселения. В связи с тем, что количество жителей населенных пунктов постоянно меняться, определить круг лиц, в отношении которых обращается прокурор невозможно, поэтому прокурор Торопецкого района обращается в защиту неопределенного круга. В соответствии с Уставом муниципального образования первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов осуществляет администрация сельского поселения. Наличии таких нарушений Правил пожарной безопасности, является доказательством осуществления муниципальным образованием деятельности с нарушением требований пожарной безопасности, а потому такая деятельность муниципального образования может быть признана судом законной. Тем самым, требования прокурора являются законными и обоснованными. При этом суд, с учетом объема и характера работ, которые необходимо выполнить, устанавливает общий срок для устранения нарушений и выполнения мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность, - до 01 ноября 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора Торопецкого района, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным осуществление Муниципальным образованием –Администрацией Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области деятельности с нарушениями требований пожарной безопасности. Обязать администрацию Скворцовского сельского поселения устранить нарушения правил пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2011, установив на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Председательствующий Е.Г. Павлова