Дело № 2- 341/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Торопец 19 сентября 2011года Торопецкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего федерального судьи Павловой Е.Г., при секретаре Колбаневой О.В., с участием зам. прокурора Торопецкого района Лопачевой Л.В. представителя третьего лица - начальника отделения надзорной деятельности по г. Торопцу и Торопецкому району Сургучева А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Торопецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Торопецкого района «Подгородненский детский сад» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Торопецкого района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – находящихся и посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение Торопецкого района «Подгородненский детский сад» с просьбой обязать руководство данного учреждения устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, указав, что во исполнение Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), приказом ГУГПС МВД России от 04 июня 2001 года № 31 утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ-2001), обязательные для применения и исполнения. Ответственность за руководство системой пожарной безопасности, соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности возлагается законом на руководителей организаций. Подпунктом 3 п. 4 ст. 32 Закона РФ « Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Пунктом 7 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании» установлено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно акту проверки готовности данного учреждения к учебному году от 17 августа 2011года выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности а именно : - в нарушение п. 39 ППБ 01-03 отсутствует прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны; - в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2011 отсутствует вывод сигнала о срабатывании АПС в подразделение пожарной охраны. В судебном заседании истец - зам. прокурора Торопецкого района Лопачева Л.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения по существу заявленного иска и просила возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности: обеспечить здание детского сада прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны и обеспечить устройство вывода сигнала срабатывания АПС в подразделение пожарной охраны в срок до 01 января 2012 года. Представитель ответчика - заведующая МДОУ « Подгородненский детский сад» Стекольщикова Е.Г. с иском согласна, в судебном заседании пояснила, что в детском саду комиссией, в состав которой входил начальник отделения надзорной деятельности Сургучев А.А. были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно отсутствие прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны, а также отсутствует вывод сигнала о срабатывании АПС в подразделение пожарной охраны. Денежные средства на устранение нарушений Правил пожарной безопасности будут заложены в смету расходов отдела образования. Третье лицо – представитель отделения надзорной деятельности по г. Торопцу и Торопецкому району начальник отделения Сургучев А.А. исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что при комиссионной проверке готовности детских садов к учебному году в МДОУ « Подгородненский детский сад « были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 39 ППБ 01-03 отсутствует прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны - в нарушение п. 12.55 НПБ 88-2011 отсутствует вывод сигнала о срабатывании АПС в подразделение пожарной охраны. Судом исследованы: - акт проверки готовности муниципального образовательного учреждения к 2011/2012 учебному году, от 17 августа 2011года, согласно которому выявлены выше указанные нарушения пожарной безопасности (л.д. 8- 11); -устав муниципального дошкольного учреждения Торопецкого района « Подгородненский детский сад № 1» (л.д. 12-28). Анализируя представленные доказательства, выслушав истца, представителя третьего лица, суд находит требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о понуждении МДОУ « Подгородненский детский сад» к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в частности, обеспечить здание детского сада прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны и обеспечить устройство вывода сигнала срабатывания АПС в поразделение пожарной охраны, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Конституция РФ (ст. 20, 41) гарантирует гражданам право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 21, 26 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 утверждены правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья в случае пожара. В соответствии со ст. 37 Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно п. 4 приказа Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичного проявления. Из материалов проверки готовности муниципального образовательного учреждения Торопецкого района « Подгородненский детский сад» к 2011-2012 году учебному следует, что в здании детского сада отсутствует прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны и устройство вывода сигнала срабатывания АПС в подразделение пожарной охраны. В связи с тем, что количество несовершеннолетних в учреждении может меняться (помещение новых несовершеннолетних в учреждении, выбытие, отсутствие по болезни и др.) определить круг лиц, в отношении которых обращается прокурор невозможно, поэтому прокурор Торопецкого района обращается в защиту неопределенного круга. Наличии таких нарушений Правил пожарной безопасности, является доказательством осуществления муниципальным образованием деятельности с нарушением требований пожарной безопасности, а потому такая деятельность муниципального образования не может быть признана судом законной. Тем самым, требования прокурора являются законными и обоснованными. При этом суд, с учетом объема и характера работ, которые необходимо выполнить, устанавливает общий срок для устранения нарушений и выполнения мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность, - до 01 января 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора Торопецкого района, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным осуществление деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения Торопецкого района«Подгородненский детский сад» с нарушениями требований пожарной безопасности. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Торопецкого района « Подгородненский детский сад» устранить нарушения правил пожарной безопасности в срок до 01 января 2012 года, обеспечив здание детского сада прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны и установить вывод сигнала о срабатывании АПС в подразделение пожарной охраны до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Торопецкий районный суд. Председательствующий Е.Г. Павлова