о признании незаконным отказа о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-293/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

Федерального судьи Гонтарь Н.Ю.,

при секретаре Селезневой О.В.,

с участием истца Лебедевой Н.Е.,

представителя истца Григорьева Д.В.,

представителя ответчика Николаева А.А.,

представителя ответчика Широковой Н.О.,

представителя заинтересованного лица Андреевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2011 года в г. Торопец гражданское дело по иску Лебедевой Н.Е. к Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным отказа от 21.03.2011 года о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, и о признании бездействием Администрации города Торопца Тверской области, в части нарушения возможности принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим предоставлением жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Лебедева Н.Е. обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что 12 августа 2008 года произошел пожар в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по <адрес>.

Через 3-4 дня после пожара она обратилась к главе города Торопец Яковлеву В.В. с целью получения консультации о получении возможной помощи в связи с пожаром, однако ей в получении кредита или другого жилого помещения отказали.

В декабре 2008 года, из – за отсутствия денежных средств и невозможностью нести бремя расходов по содержанию сгоревшего дома, она продала земельный участок с расположенным на нем объектами недвижимости и вынуждена была переехать на постоянное место жительство – на территорию Скворцовского сельского поселения, где была постоянно зарегистрирована.

После обращения к главе администрации Скворцовского сельского поселения, в марте 2011 года она получила отказ в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что было обжаловано Президенту РФ.

Департамент социальной защиты населения Тверской области, выполняя поручение Президента РФ, ответил о наличии возможности постановки на очередь через пять лет.

Поскольку она не ухудшала умышленно свои жилищные условия, то в полученных отказах усматривает нарушение своих жилищных прав.

В судебном заседании Лебедева поддержала свои требования и пояснила, что на <адрес> она имела в личной собственности жилой дом, в котором 12.08.2008 года произошел пожар по причине ее неосторожного обращения с огнем.

Через 3-4 дня она устно обратилась к главе города Торопца Яковлеву с просьбой предоставить кредит льготный на строительство или предоставлении иного жилого помещения, а так же получении какой – либо квалифицированной консультации по сложившейся ситуации, на что тот ответил о том, что может предоставить на шесть месяцев комнату в общежитии. В другой помощи ей было отказано. За иной помощью, которая положена погорельцам, она не обращалась, получив данный отказ, а т.к. в последующем пошли дожди, и остатки жилого дома стали приходить в негодность, она продала земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости, в том числе остатками от жилого дома.

Она одинока, и дальняя родственница забрала её в Скворцовское сельское поселение и поселила в доме 1975 года постройки, без системы водоснабжения и отопления, где и зарегистрировала.

Поскольку в подобных условиях жить невозможно, она, как ветеран Великой Отечественной войны обратилась к главе сельской администрации для постановки ее на очередь как нуждающуюся в жилом помещении.

После предоставления необходимого пакета документов, глава администрации Скворцовского сельского поселения отказал ей в данном праве, мотивируя тем, что отсутствуют основания для принятия её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что ею был продан земельный участок с расположенным на нем жилым домом с хозпостройками и сооружениями.

Не огласившись с данным ответом, она обратилась с жалобой к Президенту РФ, но по поручению ей ответил Департамент социальный защиты населения Тверской области с аналогичным отказом.

С отказами она не согласна, т.к. пожар произошел случайно, она не ухудшала намеренно свои жилищные условия и продала его как непригодное для его использования и в связи с отсутствием средств на его восстановление.

Представитель ответчика Николаев А.А. исковые требования не признал и пояснил, что действительно Лебедева Н.Е. зарегистрирована на территории Скворцовского сельского поселения, и обратилась к нему, как к главе сельской администрации с заявлением о предоставлении ей, как ветерану Великой отечественной войны, жилого помещения как нуждающейся. Он предложил ей представить необходимый пакет документов, и когда она его представила, было установлено, что Лебедева продала жилой дом с земельным участок, таким образом ухудшив свои жилищные условия. Доказательств того, что сделала она это непреднамеренно, нет, в связи с чем он вынужден был ей отказать в данном праве и разъяснить, что она может его реализовать спустя пять лет после намеренного ухудшения своих жилищных условий.

Представитель администрации города Торопец Яковлев В.В. иск не признал и пояснил, что он не помнит, чтобы Лебедева обращалась к нему в 2008 году на личный прием. Этот факт можно было бы проследить, если бы она в установленном порядке была зарегистрирована в журнале посещений по личным вопросам. Вполне возможно ее посещение во внеурочное время, но в любом случае он бы подсказал ей как нужно действовать.

В 2008 году поступило заявление от Лебедевой о предоставлении ей условий для получения технического паспорта на жилой дом. В журнале регистраций записано, что заявление поступило от Лебедевой, хотя она могла передать его и с другими людьми, они не проверяют полномочия лиц, подавших заявления, а регистрируют заявления и принимают по ним решения. При этом, в графе адреса лица, подавшего заявление, указан дом Лебедевой – <адрес> и адрес покупателя этого дома, <адрес>. По данному заявлению им было решено создать межведомственную комиссию по установлению состояния дома, и решением данной комиссии было установлено, что дом подлежит восстановлению. Кто забрал данный акт он не знает, но на его основании был изготовлен технический паспорт на домостроение, принадлежащее Лебедевой, и которое было в дальнейшем продано, при этом стороной договора являлась сама заявительница.

Ни к нему, ни к кому либо из сотрудников администрации города Торопца, уполномоченных давать соответствующие разъяснения, Лебедева в 2008 года по поводу постановки ее на очередь в качестве нуждающейся, официально не обращалась.

В 2011 года по просьбе бывшей главы администрации Скворцовского сельского поселения, он встретился с Лебедевой и, выслушав ее, разъяснил, что поскольку она намеренно ухудшила свои жилищные условия, то поставить ее на учет как нуждающуюся и как супругу участника ВОВ, он не имеет права ранее чем через пять лет после продажи жилого дома.

Представитель ответчика Широкова Н.О. поддержала данные Главой Администрации города Торопца Яковлевым В.В. пояснения.

Представитель заинтересованного лица Андреева И.В. требований истца не признала и пояснила, что по заявлению Лебедевой Н.Е., 13.10.2008 года ей была оказана материальная помощь по линии отдела защиты населения в размере 8500 рублей на восстановление поврежденного огнем ее жилого дома, в соответствии со справкой ОГПН.

В случае, если бы Лебедева представила документы, подтверждающие больший ущерб, то они бы увеличили эту сумму до 16500 рублей. При этом при администрации Торопецкого района существует и юридический отдел, оказывающий бесплатную консультацию и, кроме того, при администрации подобным людям оказывают помощь по составлению смет на возмещение ущерба от пожара.

В судебном заседании установлено следующее:

В соответствие со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.

Лебедева обратилась с иском с указанными требованиями, мотивируя тем, что из – за бездействия Главы города Торопца, выразившемся в непринятии мер по организации собирания необходимых документов и в необоснованной консультации об отсутствии у нее прав на постановку ее на очередь для улучшения жилищных условий, она была лишена возможности быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующем предоставлении ей жилого помещения.

Кроме того, она обжалует решение Главы Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области в виде отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В ходе разбирательства по требованиям об обжаловании бездействия Главы Администрации города Торопца, суд исходит из следующего:

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Как следует из представленного суду для обозрения Устава муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, (утвержденного Решением Совета депутатов города Торопец от 17.03.2006 года с зарегистрированными изменениями от 23.05.2008г., 12.11.2008г., 19.06.2009г., 24.12.2010г.), ст.31ч.5 п.3 Устава, в должностные обязанности главы города Торопца на день возникновения спорных правоотношений (2008год) не входила консультация граждан, он был обязан организовывать прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.

Согласно Книги учета регистрации приема граждан по личным вопросам за 2006-2008 годы, в 2008 году Лебедева Н.Е. на прием по личным вопросам к Яковлеву В.В. не записывалась.

Вместе с тем, в Книге учета заявлений граждан на 2008 год, за имеется запись от 25.09.2008 года, согласно которой Лебедева Н.Е., проживающая по адресам: <адрес> и <адрес>, обратилась с заявлением о создании комиссии по горелому дому с приложением самого заявления: «Прошу создать комиссию по рассмотрению горелого дома по адресу: <адрес> для составления технического паспорта». Выполнение данного требования поручено Ф.

02.10.2008 года Администрация города Торопца в лице главы администрации города Торопца В.В. Яковлева вынесла распоряжение о создании комиссии для обследования сгоревшего дома по адресу: <адрес> и 03.10.2008 года был составлен акт о техническом состоянии данного жилого дома о том, что комиссия решила, что дом подлежит восстановлению.

Письмом от 09.10.2008 года Глава администрации города Торопца В.В. Яковлев сообщил Лебедевой об исполнении её требований и что копию акта она может получить в администрации города Торопца.

Что касается претензий к Главе города Торопца о том, что последний не принял мер по организации собирания необходимых документов для нее, то в силу ст.5, 6 Закона Тверской области от 27.09.2005 г. №112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам найма» ( с изменениями от 17 июля 2007г.), принятого Законодательным Собранием Тверской области 16.09.2005года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, и лишь на основании заявления о постановке на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина.

Таким образом, указание на то, что Яковлев В.В., занимающий должность Главы города Торопца, дал «юридически необоснованную консультацию» об отсутствии у заявительницы прав, как вдовы участника Великой отечественной войны и лица, лишившегося жилого помещения в связи с пожаром на постановку её на учет в качестве нуждающейся и предоставлении в дальнейшем жилого помещения, а так же то, что он не принял необходимых мер для собирания документов, необходимых для постановки Лебедевой на учет в качестве нуждающейся, не может служить основанием для признания его бездействия незаконным, а кроме того, данные указания не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем требования Лебедевой Н.Е. о признании «действий» администрации горда Торопца бездействием, нарушившим возможность принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим предоставлением ей жилого помещения необходимо отказать.

Относительно требований истца о признании незаконным отказа Администрации Скворцовского сельского поселения Тверской области Торопецкого района в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и отказа в предоставлении жилого помещения участнику Великой Отечественной войны, в судебном заседании установлено следующее:

Федеральным законом от 12.01.1995г. «О ветеранах» (с изм.) установлено, что обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны, приобретших статус вдовы после 01 марта 2005 года, осуществляется при условии, что сам участник ВОВ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года. И лишь последующие изменения от 21.12.2009 года внесли дополнения о том, что вдовы инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет при полном их соответствии критериям, установленным ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Как следует из представленных истцом в судебное заседание доказательств, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, 02 февраля 1993 года Лебедева Н.Е. получила в собственность наследственное имущество после смерти мужа А., умершего 10.07.1992 года, в виде жилого бревенчатого дома размером общей площади 36 кв.м.с надворными постройками и сооружениями, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 578 кв.м.

На день смерти, т.е. в 1993 году А. на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не состоял.

12.08.2008 года в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого повреждена кровля дома, веранда, внутренняя отделка дома и имущество, находящееся в нём. Причина пожара – неосторожное обращение с огнем хозяйки дома. Данный факт подтверждается справкой отделения ГПН по г. Торопец и Торопецкому району, свидетельскими показаниями П., Р., Н., Ю.

Поскольку она не смогла использовать данный дом по назначению, согласно Договора купли – продажи от 11.12.2008 года, она произвела действия по его отчуждению.

03.03.2011 года Лебедева, будучи зарегистрированной по месту жительства в <адрес> Скворцовского сельского поселения, обратилась в данную администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представив пакет документов: ксерокопия паспорта; справки о том, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны; справку о пожаре в доме, принадлежащем ей на праве личной собственности; уведомление об отсутствии зарегистрированного права на жилое помещение; договор безвозмездного пользования жилым помещением и справку о составе семьи.

По результатам проверки жилищных условий, 21.03.2008 года главой Администрации Скворцовского сельского поселения Николаевым А.А. было принято решение об отказе в удовлетворении ее требований, поскольку она продала земельный участок с расположенным на нем жилым домом с хозпостройками и сооружениями.

В соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ, основанием для признание граждан нуждающимися в жилье и заключения с ними договора социального найма жилого помещения служат:

А) отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;

Б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

В) неудовлетворительное состояние жилища;

Г) состояние здоровья проживающих.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ( с изменениями и дополнениями) определен порядок, когда на основании оценки соответствия указанных помещений устанавливается их состояние.

Согласно данного Положения, непригодными для проживания признается жилье: находящееся в ветхом состоянии; находящееся в аварийном состоянии; в котором выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Однако, как следует из представленных заинтересованным лицом – Администрации города Торопец – документов, Лебедева Н.Е. действительно обращалась 25.09.2008 года в администрацию города Торопца с заявлением о создании комиссии по горелому дому по <адрес> для составления технического паспорта, но не для того, чтобы признать данный дом непригодным к проживанию и в последующим решит вопрос о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Не обращаясь в администрацию города Торопца с заявлением о постановке её на учет как нуждающуюся в жилом помещении, Лебедева 11.12.2008 года заключила Договор купли продажи земельного участка по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом с хозяйственными постройками и сооружениями.

Согласно данного Договора, жилой дом представляет собой бревенчатое строение общей площадью 36,0 кв.м., в том числе жилой площадью 30,9 с хозпостройками и сооружениями. Указанный земельный участок с расположенным на нем жилым домом с хозпостройками и сооружениями продается за 200000 рублей, из которых 35000 рублей – стоимость земельного участка, 5000 рублей – стоимость хозпостроек и сооружений, 160000 рублей- стоимость жилого дома(л.д.14-16), при этом в Договоре отсутствуют указания о каком-нибудь обременении.

В качестве доказательств истец ходатайствовала о допросе свидетелей, подтвердивших, что дом действительно требовал капитального ремонта после пожара и был непригоден к его использованию, что не оспаривается в судебном заседании, однако Законом Тверской области от 27.09.2005 года №112-ЗО предусмотрен определенный порядок для признания граждан нуждающимися, выполнив условия которого, Глава администрации Скворцовского сельского поселения дал обоснованный ответ.

Кроме того, как следует из пояснений руководителя ТОСЗН по Торопецкому району И.В. Андреевой, погорельцам оказывается помощь в виде твердой денежной суммы в размере 8500 рублей, чем заявительница воспользовалась 13.10.2008 года, т.е. она была достаточно осведомлена о своих правах.

Лебедева, намеренно произведя действия по отчуждению собственного жилого помещения и получив соответствующую оплату, составила с родственником – В. 19.02.2009 года Договор безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия.

В силу ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, выслушав пояснения участников процесса и изучив материалы дела, суд полагает, что не нашло своего подтверждение указание истицы о том, что действия ответчика- главы Администрации Скворцовского сельского поселения носят незаконный характер, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Ст.56 ГПК РФ предусматривает обязанность каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом были определены имеющие значение для дела обстоятельства и какой стороне подлежит их доказывать.

В соответствии со ст.59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Поскольку перед судом истец ходатайств не заявлял об истребовании доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела, а обоснованность заявленных требований о признании решения главы администрации Скворцовского сельского поселения об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности на администрацию Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, а так же о признании бездействием Администрации города Торопца Тверской области, в части нарушения возможности принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим предоставлением жилого помещения не нашло своего подтверждения, то в их удовлетворении необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Лебедевой Н.Е. о признании отказа Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 21.03.2011 года о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности на администрацию Скворцовского сельского поселения <адрес> предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, отказать.

В удовлетворении исковых требований Лебедевой Н.Е. о признании бездействием Администрации города Торопца Тверской области, в части нарушения возможности принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим предоставлением жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его оглашения в окончательной форме, в Тверской областной суд путем подачи жалобы через Торопецкий районный суд.

Федеральный судья Н.Ю. Гонтарь