Дело № 2- 44/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Торопец 15 марта 2012года Торопецкий районный суд Тверской области в составе: председательствующего федерального судьи Павловой Е.Г. при секретаре Колбаневой О.В., с участием зам. прокурора Торопецкого района Лопачевой Л.В., ответчика - представителя Администрации муниципального образования «Плоскошское сельское поселение»Киристай И.И. ответчика- представителя Администрации МО « Торопецкий район»,по доверенности Бойцевой Ю.В. представителя третьего лица – комитета по Управлению имуществом в Торопецком районе Тверской области Филиппенок Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования « Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района Тверской области и Администрации МО « Торопецкий район « о понуждении к совершению действий У С Т А Н О В И Л: Прокурор Торопецкого района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился с иском в суд к администрации муниципального образования « Плоскошское сельское поселение» и администрации муниципального образования « Торопецкий район» о понуждении к совершению действий. В обосновании иска указав, что прокуратурой Торопецкого района в ходе проверки законодательства о погребении и похоронном деле на территории МО « Плоскошское сельское поселение « Торопецкого района выявлены существенные нарушения законодательства. Так, согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, расположенных на территории поселения. Из информации Главы администрации МО «Плоскошское сельское поселение « от 13.02.2012 года следует, что кадастровые паспорта на земельные участки в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, на которых расположены общественные гражданские кладбища, отсутствуют и на балансе участок не состоит. В связи с тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения, следовательно, финансирование расходов, связанных с оформлением и определением границ и постановкой на балансовый учет земельных участков в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, должно осуществлять из бюджета Плоскошского сельского поселения Торопецкого района и МО « Торопецкий район «. Неосуществление администрацией МО «Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района и МО « Торопецкий район» юридических действий, связанных с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельных участков в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, противоречит действующему законодательству. Бездействие Администрации МО « Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района и МО « Торопецкий район « ущемляет права граждан на погребение. Просит обязать Администрации МО « Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района и МО « Торопецкий район « Тверской области в срок до 31 декабря 2013 года осуществить юридические действия, связанные с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельных участков в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, противоречит действующему законодательству. В судебном заседании зам. прокурора Торопецкого района Лопачева Л.В. исковые требования в части к Администрации МО « Плоскошского сельского поселения» поддержала, от исковых требований в части к МО « Торопецкий район « отказалась, представив письменное заявление. Отказ принят судом, о чем вынесено определение. Представитель ответчика Администрации МО «Плоскошское сельское поселение» глава администрации Киристай И.И. исковые требования признал, в судебном заседании пояснил, что в муниципальную собственность администраций Торопецкого района переданы общественные кладбища, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, однако земельные участки до настоящего времени не оформлены, на кадастровый учет не поставлены. Обязуется в срок до 31 декабря 2013 года провести кадастровые работы по земельным участкам и поставить на учет. Представитель третьего лица – комитета по управлению имуществом в Торопецком районе Тверской области Филиппенок Л.И. не возражает против заявленных требований прокурора к МО « Плоскошское сельское поселение «. В судебном заседании пояснила, что общественные кладбища, находящиеся на территории Плоскошского сельского поселения находятся в муниципальной собственности сельского поселения, поэтому и земельные участки на которых расположены общественные кладбища должны быть юридически оформлены сельским поселением, не МО « Торопецкий район «. Заслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из копии информации Главы администрации МО «Плоскошское сельское поселение « от 13 февраля 2012 года следует, что кадастровые паспорта на земельные участки в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, прдназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отсутствуют и на балансе как земельные участки не состоят (л.д.16 ) Согласно Уставу Плоскошского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ( в редакции от 12.05.2010 ) года п. 23 ст. 7 к вопросам местного значения Плоскошского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам. В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130,131,132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, расположенных на территории поселения. Согласно ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для погребения умерших. В соответствии со ст.18 указанного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления. Статьями 16 и 17 этого же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест захоронения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года №35 с 15.06.2003 года введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года. Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. Судом установлено, что на территории Плоскошского сельского поселения Торопецкого района Тверской области имеются земельные участки в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенные для захоронения. Вместе с тем, указанные земельные участки в установленном законом порядке не отведены, на кадастровый учет не поставлены, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено, не определены его границы, и он не поставлен на балансовый учет Плоскошского сельского поселения Торопецкого района Тверской области. Таким образом, Администрацией МО «Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района Тверской области не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. В связи с тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения, следовательно, финансирование расходов, связанных с формированием и определением границ и постановкой на балансовый учет земельных участков в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, должно осуществлять из бюджета Плоскошского сельского поселения Торопецкого района, формирование и утверждение, которого является исключительной компетенцией Совета депутатов Плоскошского сельского поселения Торопецкого района Терской области. На основании изложенного, суд считает иск прокурора обоснованным, подтвержденным исследованными в судебном заседании доказательствами и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Плоскошское сельское поселение» Торопецкого района Тверской области в срок до 31 декабря 2013 года осуществить юридические действия, связанные с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельных участков в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, через Торопецкий районный суд, в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий Павлова Е.Г.