о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2-97/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 24 марта 2011 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Гонтарь Н.Ю.,

при секретаре Селезневой О.В.,

с участием представителя истцов Степанова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назимова Ивана Егоровича и Назимовой Веры Григорьевны к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Борьба» и Администрации Шешуринского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Назимов И.Е. и Назимова В.Г. обратились в суд с иском к СПК «Борьба» и Администрации Шешуринского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании права собственности на жилое помещение (квартиру) в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что они не могут использовать свое право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку в регистрации договора о передаче жилого помещения в собственность граждан, заключенного между ними и СПК «Борьба», отказано в связи с тем, что СПК не имел права отчуждать имущество в рамках приватизации.

В судебном заседании представитель истцов Степанов В.В. показал, что Назимов И.Е. и Назимова В.Г. с 1980 года зарегистрированы и проживают в квартире, находящейся в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Жилье было предоставлено истцам совхозом «Борьба», впоследствии перерегистрированным в СПК «Борьба».

Постановлением от 24 ноября 2010 года администрации Шешурин­ского сельского поселения Торопецкого района Тверской области указанной квартире присвоен адрес: <адрес>.

28 августа 2000 года между СПК «Борьба» и лице председателя СПК «Борьба» Белякова Н.М. и Назимовыми был заключён договор на передачу кварти­ры собственность граждан. В соответствии с данным договором, СПК пере­дало в собственность семье Назимова Ивана Егоровича в составе:

Назимова Ивана Егоровича и Назимовой Веры Григорьевны квартиру общей площадью 44,9 кв.м., жилой площадью 44,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Также было выдано регистрационное удостоверение о том, что указан­ная квартира зарегистрирована на праве собственности за истцами.

В соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уже действующим на момент подписания вышеуказанного договора, договор подлежал государст­венной регистрации в органе, осуществляющую государственную регистра­цию прав, и необходимо было получить свидетельство о государствен­ной регистрации права собственности. Однако в своё время истцы не обрати­лись в соответствующие органы для регистрации.

В настоящее время Назимовы решили оформить надлежащим образом право собственности на недвижимое имущество, однако, в Росреестре в регистра­ции было отказано в устной форме и документы были возвращены. По мнению Росреестра СПК «Борьба» не имел право передавать недвижимое имущество в собственность граждан.

Указанная квартира принадлежала СПК «Борьба» на праве собственности, поэтому СПК не имел права отчуждать данное имущество в рамках приватизации. В тоже время СПК «Борьба», являясь собственником имущества на основании закона, имел право совершать любые сделки с данным имуществом, распоряжаться им по своему усмотрению, согласно гражданскому законодательству.

Согласно закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социаль­ного использования один раз. Право Назимовых на приватизацию ещё не было ис­пользовано. Данная квартира, была им предоставлена ещё в 1980 году, как работникам СПК, однако, документов подтверждающих их право пользования указанной квартирой не сохранилось. Право на получение квартиры в собственность в рамках приватизации не должно ставиться в зависимость от того, кто заявляет себя собственником имущест­ва, и от того, кто это имущество передаёт в собственность.

Во внесудебном порядке разрешить возникший спор невозможно, по­этому истцы вынуждены обратиться с настоящим иском в суд, поскольку считают, что суд в данном случае имеет право признать за нами право собственности на не­движимое имущество.

Представители ответчиков - Глава Администрации Шешуринского сельского поселения Тихомирова Т.А. и председатель СПК «Борьба» Беляков Н.М. в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против заявленных требований.

Представитель третьего лица - Торопецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ.

В судебном заседании установлено, что в 1980 году в связи с работой в совхозе «Борьба» Назимову И.Е. и Назимовой В.Г. совхозом была предоставлена квартира в двухквартирном доме в <адрес>. Истцы проживают, не выезжая, в данном жилом помещении до настоящего времени, иного постоянного жилого помещения не имеют.

В соответствии с Постановлением № от 24 ноября 2010 года квартире, принадлежащей Назимовым, присвоен адрес: <адрес>.

Факт проживания и регистрации истцов по указанному адресу подтверждается выпиской из домовой книги и справками Главы Администрации Шешуринского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.

Факт предоставления совхозом квартиры Назимовым и их постоянное проживание в ней подтверждается также свидетельскими показаниями.

Так свидетели Л. и К. в судебном заседании показали, что Назимову, как работнику совхоза была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой он со своей семьёй и проживает по настоящее время.

Согласно Постановлению Главы администрации Торопецкого района Тверской области за № 31-4 от 15 февраля 1993 года совхоз «Борьба» перерегистрирован в СПК «Борьба».

Переход права собственности на квартиру СПК «Борьба» за собой не зарегистрировал. Жилищный фонд в результате реорганизации совхоза «Борьба» перешел в ведение СПК « Борьба».

Из справки № от 22 февраля 2011 года следует, что жилье СПК «Борьба» в муниципальную собственность не передавалось.

Отсутствие документа, подтверждающего перехода права собственности на квартиру к СПК либо к органу власти или органу местного самоуправления, что является препятствием к регистрации перехода права собственности по сделке, не может служить препятствием либо ограничивать право истца на приватизацию занимаемого им жилого помещения.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 23.12.1992 г.) при переходе государственных или муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности жилищные права граждан, в том числе право на бесплатную приватизацию жилья сохраняются. Кроме того прямо предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятии, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, подлежал передаче в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на бесплатную приватизацию жилья.

Постановлением Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (п.6) установлено, что при реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При реорганизации совхоза «Борьба» в СПК «Борьба» жилищный фонд, в частности квартира в двухквартирном жилом доме в <адрес>, предоставленная совхозом Назимовым, в ведение органов местного самоуправления передана не была и оставалась в хозяйственном ведении СПК « Борьба».

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при решении вопроса о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст. 18 названного закона (в редакции от 23.12.1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили, либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона (в редакции от 23.12.1992 г.).

Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственной в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.

Спорная квартира в жилом доме принадлежала совхозу «Борьба», входила в государственный жилищный фонд и была предоставлена Назимовым в 1980 году, т.е. до реорганизации совхоза. Совхоз «Борьба» 15 февраля 1993 года преобразован в СПК «Борьба», который является правопреемником совхоза, и в ведение которого перешел совхозный жилищный фонд, в т.ч. спорная квартира в жилом двухквартирном доме в <адрес>. Права на данный жилой дом не зарегистрированы в СПК «Борьба», поэтому право собственности на данный жилой дом не возникло, он продолжает находиться в государственной собственности, независимо на чьем балансе он состоит.

В соответствии с договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 28 августа 2000 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «Борьба» передал в собственность Назимова И.Е. и Назимовой В.Г. квартиру по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован администрацией Шешуринского сельского округа, регистрационное удостоверение № от 28 августа 2000 года.

Согласно действующему законодательству на момент заключения договора он подлежал государственной регистрации.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При обращении в Росреестр по вопросу регистрации квартиры Назимовым было отказано в устной форме, поскольку договор, заключенный с СПК «Борьба» считается недействительным, т. к СПК не имело право передавать недвижимое имущество в собственность граждан.

С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что необходимо восстановить нарушенное право истцов на бесплатное получение занимаемой ими квартиры по адресу: <адрес> и признать за ними право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Назимова Ивана Егоровича и Назимовой Веры Григорьевны удовлетворить.

Признать за Назимовым Иваном Егоровичем и Назимовой Верой Григорьевной в равных долях право собственности на квартиру, кадастровый номер №, общей площадью 42,1 кв. метра, жилой площадью 32,4 кв. метра, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Федеральный судья Н.Ю. Гонтарь