По жалобе на решение мирового судьи о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты за уход



Дело № 11-8/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

пос. Торбеево 3 сентября 2012 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием Терешкиной О.В., ее представителя - адвоката Бондаревой С.А.,

при секретаре Шеркуновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Терешкиной О.В. - адвоката Бондаревой С.А. на решение мирового судьи судебного участка Торбеевского района от 12 июля 2012 года по гражданскому делу по иску ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» к Терешкиной О.В. о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты за уход,

у с т а н о в и л:

ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» обратилось к мировому судье с иском к Терешкиной О.В. о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты за уход.

В иске указано, что с 1 мая 2010 года и с 1 сентября 2010 года ответчице на основании ее личного заявления назначена выплата по уходу за нетрудоспособными ФИО1 _._._ г. рождения, и ФИО2 _._._ г. рождения, нуждающимся в постороннем уходе, как достигшими возраста 80 лет. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Терешкина О.В. с 1 июля 2010 года по 4 августа 2010 года работала в МБУК «Торбеевский РДК», а с 22 июля 2011 года по настоящее время работает в филиале Почта России. То есть, с момента трудоустройства Терешкина О.В. не имела права на получение компенсационной выплаты за уход.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационных выплат. Терешкина О.В. о наступлении таких обстоятельств в органы Пенсионного фонда не сообщила, в связи с чем за периоды с 1 по 4 августа 2010 года и с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года образовалась переплата компенсационной выплаты за уход в сумме 7354 рубля 84 копейки.

Ответчице направлялись требования №2 от 29 марта 2012 года и №3 от 29 марта 2012 года об уплате излишне полученной компенсационной выплаты, которые она добровольно исполнять отказалась.

В связи с изложенным, ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» просит взыскать с Терешкиной О.В. излишне полученную сумму компенсационной выплаты за уход в размере 7354 рубля 84 копейки, образовавшуюся за период с 1 по 4 августа 2010 года и с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года, а также возврат государственной пошлины в размере 400 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка Торбеевского района от 12 июля 2012 года исковые требования ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» удовлетворены, с Терешкиной <О.В.> взысканы в пользу ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» излишне полученная сумма компенсационной выплаты за уход за период с 1 по 4 августа 2010 года и за период с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года в размере 7354 рубля 84 копейки, а также возврат государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 7754 рубля 84 копейки.

В апелляционной жалобе представитель Терешкиной О.В. - адвокат Бондарева С.А. с указанным решением мирового судьи не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

С 1 мая 2010 года и с 1 сентября 2010 года Терешкина О.В. назначена в качестве лица, осуществляющего уход за нетрудоспособными ФИО1 и ФИО2, однако компенсационную выплату никогда не получала, а о своем трудоустройстве немедленно сообщила в пенсионный орган, однако работники ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» должным образом на обращение Терешкиной О.В. не отреагировали. В ходе судебного разбирательства истцом не представлено доказательств получения ответчицей Терешкиной О.В. компенсационной выплаты, следовательно, отсутствует с ее стороны неосновательное обогащение в виде приобретения денежных средств. Компенсационная выплата выплачивалась пенсионерам ФИО1 и ФИО2 вместе с пенсией. Договор о патронаже либо иной договор между Терешкиной О.В. и ФИО1 или ФИО2 не заключался, расписки на получение компенсационной выплаты за уход не составлялись, так как таковая ей на руки не выдавалась.

В соответствии со статьей 18 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3, выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), в том числе пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений.

Пунктом 4 статьи 23 закона предусмотрена обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В силу пункта 3 статьи 25 закона «О трудовых пенсиях» в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

При этом бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего излишние суммы пенсии, согласно действующему гражданскому законодательству лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

В силу статьи 1109 ГК Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с ее стороны или счетной ошибки.

В соответствии со статьями 12, 35, 39, 56 ГПК Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Каких-либо доказательств неосновательного обогащения со стороны Терешкиной О.В., связанного с ее недобросовестным поведением, истцом суду представлено не было.

В связи с изложенным просит решение мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 12 июля 2012 года по гражданскому делу №2-145/2012 по исковому заявлению ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» к Терешкиной <О.В.> о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты за уход отменить, и принять новое решение, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» указывает, что пенсионеры ФИО1 _._._ г. рождения, и ФИО2 _._._ г. рождения, нуждались в постоянном постороннем уходе как достигшие 80 лет.

Согласно личных заявлений от 19 мая 2010 года и от 22 сентября 2010 года Терешкина О.В. просит назначить компенсационную выплату за уход за престарелыми лицами, достигшими возраста 80 лет, ФИО2 и ФИО1, так как она нигде не работает, индивидуальной трудовой деятельностью не занимается, на учете в Центре занятости не состоит, пенсию не получает. В данных заявлениях Терешкина О.В. обязуется безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечении, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты (поступление на работу, назначение пенсии и др.).

Терешкина О.В. представила в органы Пенсионного фонда все необходимые документы для назначения данной выплаты, а именно:

а)    заявление с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

б)    заявления ФИО1 и ФИО2 о согласии на осуществление за ней ухода;

в)    справку ГУ - Управления ПФР РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ о том, что пенсия Терешкиной О.В. не назначалась;

г)    справку ГУ Центр занятости населения Торбеевского района о том, что Терешкина О.В. пособие по безработице не получает;

д)    справку МИ ФНС РФ № 6 по РМ о том, что Терешкина О.В. не состоит на налоговом учете в МИ ФНС РФ № 6 по РМ в качестве индивидуального предпринимателя;

з) ксерокопии паспорта и трудовой книжки Терешкиной О.В.

Указанная выплата ей назначена по уходу за ФИО2 - с 1 мая 2010 года, за ФИО1 - с 1 сентября 2010 года.

По запросу специалиста ГУ УПФР в Торбеевском муниципальном районе РМ 25 января 2012 года и 25 марта 2012 года представлены выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на Терешкину О.В. Из указанных выписок следует, что Терешкина О.В. с 1 июля 2010 года по 4 августа 2010 года работала в МБУК «Торбеевский РДК», а с 22 июля 2011 года по настоящее время работает в филиале Почта России, то есть с 1 августа 2010 года ответчица не имела права на получение компенсационной выплаты на уход за ФИО3, а с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года Терешкина О.В. не имела права на получение компенсационной выплаты на уход за ФИО1, так как являлась работающей, и не могла осуществлять уход за указанными престарелыми лицами.

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. В известность органы пенсионного фонда об указанных обстоятельствах Терешкина О.В. своевременно не поставила, в связи с чем за период с 1 августа 2010 года по 4 августа 2010 года образовалась переплата в сумме 154 рублей 84 копейки (во время ухода за ФИО3), а за период с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года образовалась переплата компенсационной выплаты за уход в сумме 7200 рублей (во время ухода за ФИО1). Общая сумма переплаты составила 7354 рублей 84 копейки.

В адрес Терешкиной О.В. были направлены требования об уплате переполученной суммы компенсационной выплаты за уход на общую сумму 7354 руб. 84 коп., однако уплаты этой суммы не последовало.

Моментом окончания указанного противоправного деяния является момент несообщения лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Доказательств того, что ответчица о своем трудоустройстве немедленно сообщила в пенсионный орган, ею не представлено. Заявление об отказе от компенсационной выплаты за уход она не написала.

Взыскание переполученной компенсационной выплаты за уход с Терешкиной О.В. произведено на основании действующего законодательства.

Просят апелляционную жалобу не удовлетворять, решение от 12 июля 2012 года по делу № 2-145/12 оставить без изменения.

В судебном заседании Терешкина О.В. и ее представитель Бондарева С.А. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Обсудив апелляционную жалобу, заслушав ответчицу и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что с 1 мая 2010 года и с 1 сентября 2010 года Терешкиной О.В. на основании ее заявлений назначены выплаты по уходу за нетрудоспособными ФИО1 и ФИО2, нуждающимися в постороннем уходе, как достигшим возраста 80 лет.

На момент оформления выплат Терешкина О.В. представила документы о том, что она является неработающей, при этом была уведомлена, что в случае устройства на работу, назначения ей пенсии, постановки на учет в Центр занятости населения и получения пособия по безработице, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, помещения нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания, а также при возникновении иных обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, обязана в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии.

ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» установлено, что Терешкина О.В. с 1 июля 2010 года по 4 августа 2010 года работала в МБУК «Торбеевский РДК», и с 22 июля 2011 года по настоящее время работает в филиале Почта России.

Согласно положениям статьи 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества /реальный ущерб/, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено /упущенная выгода/.

Согласно статье 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случаях выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Согласно пункта 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Факт осуществления ответчицей оплачиваемой работы в указанные периоды подтверждается материалами дела и ею не оспаривается.

Учитывая, что Терешкина О.В. своевременно не сообщила в ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» о наличии у нее оплачиваемой работы, отсутствовали правовые основания для выплаты компенсаций за уход в периоды с 1 по 4 августа 2010 года и за период с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года.

При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу, что требования истца о взыскании с Терешкиной О.В. излишне выплаченной компенсационной выплаты являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Доводы, приведенные представителем ответчика в апелляционной жалобе, в том числе о фактическом неполучении Терешкиной О.В. компенсационных выплат, а также об уведомлении ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» о трудоустройстве проверялись мировым судьей, им дана соответствующая оценка, которая, по мнению суда апелляционной инстанции, является верной.

В соответствии со статьей 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Мировым судьей установлены все фактические обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено обоснованное и законное решение, а поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка Торбеевского района от 12 июля 2012 года, которым исковые требования Государственного Учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» к Терешкиной <О.В.> о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты за уход удовлетворены, и взыскана с Терешкиной О.В. в пользу Государственного Учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» излишне полученная сумма компенсационной выплаты за уход за период с 1 по 4 августа 2010 года и за период с 1 августа 2011 года по 31 января 2012 года в размере 7354 рубля 84 копейки, а также возврат государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 7754 рубля 84 копейки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья