О включении периода работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости



Дело № 2-238/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Торбеево 5 августа 2010 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием истицы Сараевой Р.П., ее представителя адвоката Бондаревой С.А.,

представителя ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» Кашайкиной О.И.,

при секретаре Шеркуновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сараевой Р.П. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» о включении периода работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, назначении и выплате такой пенсии,

у с т а н о в и л:

Сараева Р.П. обратилась в Торбеевский районный суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» о включении периода работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, назначении и выплате такой пенсии.

В обоснование требований указала, что в периоды: с _._._ г. по _._._ г. и с _._._ г. по _._._ г. она работала сведения о лице. С _._._ г. по _._._ г., с _._._ г. по _._._ г., с _._._ г. по _._._ г., с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице.

С _._._ г. по _._._ г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

С _._._ г. по _._._ г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет (без сохранения заработной платы).

Педагогическую деятельность она осуществляла более 25 лет, а именно -25 лет 4 месяца, с учетом периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, и это дает ей право на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» возраста.

_._._ г. она обратилась в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» N от _._._ г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ей было отказано. Отказ мотивирован недостаточной продолжительностью специального стажа (24 года 3 месяца 10 дней).

Государственным учреждением «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» незаконно не засчитан в специальный стаж период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет (без сохранения заработной платы) с _._._ г. по _._._ г.. Исключение из специального стажа указанного периода лишает ее права на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного законом возраста. Она не согласна с отказом Пенсионного органа включить оспариваемый период в специальный стаж работы, с учетом которого ей может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста. На основании действующего законодательства указанный период подлежит зачету в специальный стаж.

В связи с изложенным просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» от _._._ г. N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

засчитать в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет (без сохранения заработной платы) с _._._ г. по _._._ г.;

обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за указанной пенсией, то есть с _._._ г..

Истица Сараева Р.П. и ее представитель адвокат Бондарева С.А. требования, изложенные в заявлении, поддержали по тем же основаниям. Просят признать незаконным и отменить решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» от _._._ г. в части исключения из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения Сараевой Р.П. в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет с _._._ г. по _._._ г., включить этот период в специальный стаж и обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия» назначить и выплатить истице досрочную трудовую пенсию по старости с _._._ г..

Представитель ответчика - ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Торбеевскому муниципальному району РМ» Кашайкина О.И. иск не признала. Считает обоснованным отказ в назначении Сараевой Р.П. льготной пенсии по основаниям, указанным в решении Управления Пенсионного фонда РФ по Торбеевскому району от _._._ г..

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ксерокопии трудовой книжки Сараевой Р.П., она с _._._ г. года по _._._ г. работала сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. в сведения о лице;

с _._._ г. года по настоящее время в сведения о лице л.д. 7-11.

_._._ г. Сараева Р.П. обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Торбеевскому муниципальному району РМ» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Торбеевскому муниципальному району РМ N от _._._ г. Сараевой Р.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью л.д. 18.

В специальный стаж засчитаны следующие периоды работы Сараевой Р.П.:

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице;

с _._._ г. по _._._ г. - сведения о лице.

При рассмотрении ее права на указанную пенсию из льготного стажа работы были исключены следующие периоды:

период нахождения на конференции - _._._ г., отпуск без сохранения заработной платы (по семейным обстоятельствам) - с _._._ г. по _._._ г.;

период предоставления отпуска по уходу за ребенком старше 1,5 лет (без сохранения заработной платы) - с _._._ г. по _._._ г., поскольку согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не подлежат включению в специальный стаж. Однако постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П в части, касающейся условий реализации права на пенсионное обеспечение исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 г. может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. законодательства, а именно Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Таким образом, в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РФ». Тем не менее, согласно пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» в льготный стаж включается только время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С учетом вышеуказанных исключений, по мнению Пенсионного фонда, льготный стаж работы Сараевой Р.П. составил 24 года 3 месяца 10 дней, и ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.

Это решение суд считает в части незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно части 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В период, когда Сараева Р.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком, действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в пункте 2 которого предусматривалось, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, исключение периода с _._._ г. по _._._ г. из специального стажа истицы является незаконным.

Так как на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Сараева Р.П. имела специальный стаж работы в учреждениях для детей более 25 лет, к ней применимы положения подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и она имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением, то есть с 7 июня 2010 года.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Сараевой Раисы Павловны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» удовлетворить.

Решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» от 15 июня 2010 года в части невключения периода работы Сараевой Раисы Павловны с 24 июля 1991 года по 14 августа 1992 года в специальный стаж, отменить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Торбеевскому району РМ» включить этот период работы Сараевой Р.П. в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Торбеевском муниципальном районе РМ» назначить и выплатить Сараевой Р.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 7 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский райсуд в течение десяти дней.

Судья