Возложение обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-67/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 13 апреля 2011 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В., истца Степушкиной А.Н., представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Нужиной А.В.,

при секретаре Алехиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района РМ в защиту прав и законных интересов Степушкиной Анны Владимировны о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района РМ, действуя в интересах Степушкиной А.В., обратился в Торбеевский районный суд РМ с исковым заявлением к администрации Торбеевского муниципального района РМ о возложении обязанности предоставить Степушкиной А.В. благоустроенное жилое помещение по месту жительства вне очереди на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв.м.

В обоснование исковых требований указал, что Степушкина А.В., в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> В период с _._._ г. по _._._ г. Копылова (Степушкина) А.В. обучалась в <данные изъяты>. В настоящее время продолжает обучение в <данные изъяты>. На период обучения временно проживает в общежитии образовательного учреждения. _._._ г. в связи с заключением брака сменила фамилию на Степушкину. Она закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет. _._._ г. Копылова (Степушкина) А.В. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района РМ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от _._._ г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 12.11.2008 № 700-с документы на Копылову ( Степушкину) А.В. для получения безвозмездной субсидии зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии под №_.

Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. требования, изложенные в указанном заявлении, поддержала полностью по тем же основаниям, просила обязать администрацию предоставить Степушкиной Анне Владимировне по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Истец Степушкина А.В. заявленные требования прокурора Торбеевского района РМ поддержала в полном объеме.

Ответчик в лице представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Нужина А.В. иск признала частично, указав при этом, что Степушкина А.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 17.12.2010 № 104-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма из числа детей-сирот жилыми помещениями. Между тем в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 8 указанного закона на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Поэтому ввиду изложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса, в указанном случае на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора - Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 № 104-З « Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей - сирот и лиц из числа детей сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее государственные полномочия).

Согласно статьи 5 указанного Закона РМ норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с пунктом 1 решения Совета депутатов Торбеевского муниципального района РМ от 03.03.2009 № 102 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 № 14 « О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010г. № 32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно свидетельства о смерти, <данные изъяты> (л.д.14, 10).

<данные изъяты> (л.д.13). Жилое помещение за ней не закреплялось.

Копылова А.В. с _._._ г. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.11-12).

_._._ г. истица завершила обучение в <данные изъяты> получив диплом о <данные изъяты> образовании по специальности <данные изъяты> (л.д.18).

<данные изъяты>

Степушкина А.В. в настоящее время обучается в <данные изъяты>. Дата поступления _._._ г., дата окончания _._._ г. (л.д.23). На период обучения временно проживает в общежитии образовательного учреждения по адресу: <адрес>.

Степушкина А.В. закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д.24, 25).

_._._ г. она обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района РМ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как сирота (л.д.16).

Решением жилищной комиссии при администрации Торбеевского района РМ от _._._ г. истица, как сирота, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.14).

Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 12.11.2008 №700-с материалы на нее для получения безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилого помещения поступили в Государственную комиссию 02.12.2008, зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии под №_ (л.д.21).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Степушкина А.В. после окончания в 2007 году обучения в <данные изъяты>, как не имеющая собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом ответчик с 2010 года наделен отдельными государственными полномочиями в силу Закона РМ от 24.12.2010 № 104-З, в связи, с чем у него возникла обязанность по обеспечению Степушкиной А.В. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Республике Мордовия.

При этом Степушкина А.В. выполнила требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Довод представителя ответчика о том, что на администрацию района не может быть возложена такая обязанность, в связи с отсутствием финансирования, не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании п.п.19 п.1 статьи 333.36 НК Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Степушкиной Анне Владимировне по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек и соответствующее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд РМ в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья В.Н. Башаева