Дело № 2-289/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Торбеево 5 августа 2011 г. Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К., с участием представителя истца - помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В., истицы Шукшиной Т.П., представителя ответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А., при секретаре Спириной О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Т.П. благоустроенным жилым помещением по месту жительства, у с т а н о в и л: Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Т.П. благоустроенным жилым помещением по месту жительства. В обоснование указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Шукшина Татьяна Петровна _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. Шукшина Т.П. после завершения в 2007 году обучения в <данные изъяты> поступила в <данные изъяты>, где обучается по настоящее время по заочной форме. Шукшина Т.П. какого-либо закрепленного жилья не имеет. 23 октября 2007 года Шукшина Т.П. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о постановке на учет для получения жилья. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 30 января 2008 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2009 года № 55-с, документы на Шукшину Т.П. для получения безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилого помещения зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии под №_. В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями. Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно <данные изъяты>. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Татьяну Петровну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма на территории Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. В представленных в суд возражениях на исковое заявление администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия указывает, что не согласна с заявленными прокурором требованиями по следующим основаниям. Шукшина Т.П. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 17 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона, на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечения передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Таким образом, несмотря на возложение на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не располагает), ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского муниципального района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Мордовия Кускова Т.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила суд вынести решение о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Татьяну Петровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства. Истица Шукшина Т.П. исковые требования в части возложения обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержала в полном объеме. Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменева Т.А. не согласна с заявленными прокурором требованиями по основаниям, изложенным в возражениях. Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав пояснения помощника прокурора, истицы, представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Шукшина Татьяна Петровна _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> <данные изъяты>. Шукшина Т.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако согласно письменного объяснения истицы /л.д. 24/, справки Отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия № 309 от 29 июня 2011 /л.д. 26/, она собственного жилья не имеет. По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, Петушинского отделения Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, зарегистрированной недвижимости Шукшина Т.П. не имеет /л.д. 19, 20, 25, 27. 23 октября 2007 года Шукшина Т.П. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья как сироты, не имеющей собственного жилья /л.д. 14/. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 30 января 2008 Шукшина Т.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /л.д. 15. По сообщению Государственной комиссии Республики Мордовия по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилого помещения от 28 апреля 2008 года № 55-с, материалы на Шукшину Т.П. зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером №_ /л.д. 16. Шукшина Т.П. является студенткой <данные изъяты>, где обучается по настоящее время по заочной форме /л.д. 13, 22. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством. Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 8 закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра. Решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района РМ от 3 марта 2009 года № 102 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека /л.д. 18. Согласно статье 6 Закона РМ от 24 декабря 2010 года, администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма. Таким образом, администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями. Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского муниципального района Шукшина Т.П. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке. В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Поскольку, как следует из заявления Шукшиной Т.П. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 5 мая 2011 года, сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности, <данные изъяты>, суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы. Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Т.П. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными. Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Татьяну Петровну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма на территории Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме через Торбеевский районный суд. Судья Мотивированное решение составлено 8 августа 2011 года. Судья