Устранение препятствий в пользовании земельным участком



Дело № 2-292/2011                        

                                                         Р Е Ш Е Н И Е                                     

                                          Именем Российской Федерации

пос. Торбеево                                                                                 14 сентября 2011 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием истца Гусева А.А.,

ответчика Кулькова В.А.,

представителя третьего лица - администрации Торбеевского муниципального района Каменевой Т.А.,

при секретаре Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусева А.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

                                          у с т а н о в и л:

Гусев А.А. обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с указанным исковым заявлением.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17 апреля 2007 года №_ и от 14 июля 2011 года №_.

ФИО6 без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации самовольно осуществила строительство металлического гаража на неотведенном для этих целей земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, и без получения на это необходимых разрешений, тем самым лишила его возможности пользования земельным участком в полном объеме.

Неоднократные обращения к ответчику с просьбой устранить нарушения права пользования не привели к положительному результату.

В силу пункта 2 статьи 222 ГК Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Считает, что при таких обстоятельствах указанный объект является самовольной постройкой и подлежат сносу в соответствии со статьей 222 ГК Российской Федерации.

На основании изложенного, просит суд признать металлический гараж, установленный ФИО6 на земельном участке по адресу: <адрес> самовольной постройкой;

устранить препятствия в пользовании земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес>, путем осуществления сноса самовольной постройки - металлического гаража ФИО6

При рассмотрении настоящего дела с согласия сторон произведена замена ненадлежащего ответчика - ФИО6, на надлежащего - Кулькова В.А.

В судебном заседании истец Гусев А.А. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же основаниям, просил суд обязать Кулькова В.А. устранить препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком по адресу: <адрес>, освободив этот участок от металлического гаража.

Ответчик Кульков В.А. иск не признал, и пояснил, что гараж им построен в 1994 году на основании разрешения поссовета. На том месте была свалка. Он хотел построить каменный гараж, но ему этого сделать не разрешили, так как по тому месту проходят коммуникации. Он для установки гаража привез 7 машин земли, и поставил готовый металлический гараж, который был сварен в другом месте. Гараж построен на расстоянии около 4 метров от здания бывшей котельной, в котором в настоящее время проживает Гусев А.А.

Представитель третьего лица - администрации Торбеевского района Каменева Т.А. показала, что земельный участок Гусеву А.А. предоставлен на законных основаниях. В июне 2011 года между Гусевым А.А. и администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка под его домом. Гусев А.А. предоставил кадастровый паспорт на этот земельный участок, в котором указано единственное ограничение - пешеходный тротуар, проходящий по его участку. В договоре не было указано, что на его участке находятся гаражи.

Свидетель ФИО1, работающий кадастровым инженером, показал, что он производил обмер земельного участка Гусева А.А. Границ на местности этого земельного участка не было. Обмер производился согласно технического паспорта. Он изготовил схему, которую оставил на согласование райархитектору. На место выезжала комиссия с администрации, после чего внесли в схему единственное изменение в виде ограничения - тротуара, проходящего по этому участку. Схема была утверждена. При формировании земельного участка он исходил из минимальной нормы предоставления гражданам земельных участков - 4 сотки. На сформированном земельном участке Гусева А.А. находятся три гаража, которые по кадастровому учету не проходят. Для наглядности им изготовлена схема, по которой видно, что гараж ответчика полностью расположен на земельном участке Гусева А.А.

Свидетель ФИО2 показала, что ее покойный муж ставил гараж около котельной, в которой в настоящее время проживает Гусев А.А. На строительство гаража у них было разрешение, которое получал ее муж. Рядом с их гаражом стоит гараж Кулькова В.А.

Свидетель ФИО3 показал, что он в 1987 году с разрешения райархитектора поставил свой гараж около котельной, которую впоследствии приватизировал Гусев А.А.

Свидетель ФИО4 показала, что Гусев А.А. приватизировал дом, рядом с которым стоят гаражи. Гараж ФИО2 находится на расстоянии примерно 40 сантиметров от дома, гараж Кульковых также совсем рядом. Гусев А.А. хотел оштукатурить стену дома, но из-за гаражей к ней невозможно подойти.

Свидетель ФИО5, работающая начальником Управления строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства администрации Торбеевского муниципального района, показала, что в 1996 году Кулькову В.А. выдавалось распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства гаража.

После того как Гусев А.А. оформил дом, который раньше являлся производственным помещением, его штрафовали за то, что не оформлен земельный участок под домом. Гусев А.А. стал принимать меры к оформлению этого участка. Администрация не может предоставить земельный участок менее 4 соток. Специалист по земельным работам в администрацию представил схему земельного участка Гусева А.А., на которой не были указаны гаражи. Возможно, он запрашивал кадастровые выписки на эти гаражи, которых не оказалось.

Обсудив указанное исковое заявление, заслушав участников процесса, свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданного на основании решения Торбеевского районного суда от 17 апреля 2007 года, Гусеву А.А. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> /л.д. 5/, где он зарегистрирован /л.д. 7.

В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, подготовлен межевой план /л.д. 76-96/; схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения индивидуальной жилой застройки по указанному адресу согласована с Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Торбеевского муниципального района, и утверждена постановлением главы администрации Торбеевского муниципального района от 12 октября 2010 года /л.д. 97.

Постановлением от 10 июня 2011 года № 409 Гусеву А.А. за плату предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к постановлению, с ограниченным режимом использования на часть земельного участка площадью 30 кв.м. для размещения домов индивидуальной жилой застройки /л.д. 42.

В соответствии со свидетельством о регистрации права, выданного на основании договора купли-продажи земельного участка от _._._ г., за Гусевым А.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> /л.д. 6.

Согласно положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

У истца имеются вышеуказанные правоустанавливающие документы на принадлежащий ему земельный участок, в которых изложены сведения о площади и границах этого участка.

Как достоверно установлено в настоящем судебном заседании, на сформированном и предоставленном Гусеву А.А. земельном участке находится гараж Кулькова В.А. Этот факт подтверждается показаниями истца, свидетелей ФИО4 и ФИО1, представленной последним информацией, показаниями самого Кулькова В.А., пояснившего, что расстояние от дома Гусева А.А. до его гаража составляет около 4 метров.

В иске Гусев А.А. просит признать гараж Кульковых самовольной постройкой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Положения статьи 222 ГК РФ применяются по отношению к недвижимому имуществу, к которому, согласно статьи 130 ГК Российской Федерации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из пояснений ответчика следует, что гараж привезен им с другого места и установлен с помощью подъемного крана, то есть его перемещение без несоразмерного ущерба возможно, поэтому гараж Кулькова В.А. нельзя признать недвижимым имуществом.

В связи с этим требования истца о признании гаража самовольной постройкой подлежат оставлению без удовлетворения.

В силу статьи 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью второй статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

У ответчика имеется выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Торбеевского района разрешение от 18 июня 1996 года на строительство гаража на земельном участке размерами 6 х 4 метра по <адрес>.

В силу части 1 статьи 25 ЗК Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

За исключением указанного разрешения, других документов, подтверждающих обоснованность занятия земельной площади под гаражом, а также данных о государственной регистрации права за ним на этот земельный участок, ответчиком не представлено.

Поэтому суд считает, что у Кулькова В.А. отсутствуют какие-либо законные основания на пользование находящимся под его гаражом земельным участком.

Установив, что оставление на земельном участке Гусева А.А. гаража Кулькова В.А. лишает возможности собственника в полной мере пользоваться своей собственностью, суд удовлетворят требования Гусева А.А. об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ему на праве собственности земельным участком.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

                                            Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гусева А.А. удовлетворить частично.

Обязать Кулькова Валерия Александровича устранить препятствия в пользовании принадлежащим Гусеву Анатолию Афанасьевичу на праве собственности земельным участком по адресу: <адрес>, освободив этот участок от металлического гаража.

Исковые требования о признании металлического гаража самовольной постройкой оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2011 года.

Судья