Обязание администрации Торбеевского муниципального района РМ обеспечить гражданина по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-348/2011                        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Торбеево          12 октября 2011 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,

истицы Сетяевой В.И.,

представителя ответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (администрация Торбеевского района) Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 11.02.2011 г.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Сетяевой Валентины Ивановны, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

установил:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сетяевой В.И. вне очереди благоустроенным жилым помещением по месту жительства.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Сетяева Валентина Ивановна, _._._ г. рождения, до 1 июля 2006 г. относилась к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. 21.02.2005 г. завершила обучение в <данные изъяты>, получив диплом о среднем профессиональном образовании. Какого-либо закрепленного жилья она не имеет.

Сетяева В.И. 28.03.2006 г. обратилась в администрацию Торбеевского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 14.04.2006 г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №104-З), администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями.

Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сетяеву Валентину Ивановну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. изложенные в исковом заявлении требования поддержала, просила суд исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Истица Сетяева В.И. исковые требования прокурора о возложении на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязанности обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Торбеевского района Каменева Т.А., не соглашаясь с требованиями искового заявления, указала, что Сетяева В.И. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии в виде внеочередного получения лицами указанной категории жилого помещения по договору социального найма являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Так, согласно статье 6 Закона № 104-3 администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.

Несмотря на возложение законодательством на администрацию Торбеевского района обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только совершение непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения, а свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского района не располагает, ввиду вышеизложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства. Указывает, что по мере возможности администрация района выполняет возложенные на нее обязанности в данной сфере правоотношений: информирует органы исполнительной власти Республики Мордовия о количестве проживающих в районе детей-сирот, ходатайствует о выделении финансовых средств для приобретения жилья указанной категории граждан, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Третье лицо - представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора района, истицы и представителя администрации Торбеевского района, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>).

Сетяева В.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.10, 23), однако согласно объяснениям истицы (л.д.7), акта проверки администрацией Салазгорьского сельского поселения Торбеевского района жилищных условий от 15.06.2011 г. (л.д.19), справке отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского района № 519 от 16.09.2011 г. (л.д.22), она собственного жилья не имеет. По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Сетяева В.И. не имеет (л.д.20, 21).

Сетяева В.И., как сирота и не имеющая в собственности жилья, обратилась 28.03.2006 г. в администрацию Торбеевского района с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья (л.д.16). Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от 14.04.2006 г. Сетяева В.И. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.17).

По сообщению Правительства Республики Мордовия от 1 августа 2007 г. № 506-с, материалы на Сетяеву В.И для получения безвозмездной субсидии зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером 6200 (л.д.18).

ФИО4 21 февраля 2005 г. закончила обучение в <данные изъяты> (л.д.12-13).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством.

Согласно пункту 2 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 Закона Республики Мордовия 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.

Согласно статье 6 указанного Закона администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Таким образом, администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.

Судом установлено, что истица обратилась с заявлением в администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью и в нарушение вышеуказанных положений законодательства не была реализована до настоящего времени. При этом, суд считает, что вопреки возражениям представителя ответчика о том, что в силу положений части второй статьи 8 Закона №104-З обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского района возложена быть не может, вышеназванные положения законодательства не снимают с администрации Торбеевского района ответственности и обязанности исполнения государственных полномочий, определенных в статье 6 Закона №104-З. Обращение Администрации Торбеевского района к Правительству Республики Мордовия с ходатайством (от 10.03.2011 №293) также не могут свидетельствовать об освобождении администрации Торбеевского района Республики Мордовия от обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение Сетяевой В.И.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку, как следует из заявления Сетяевой В.И. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 12.09.2011 г., сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; незначительного материального дохода (л.д.6), суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сетяеву В.И. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Сетяевой Валентины Ивановны, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства, удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сетяеву Валентину Ивановну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья              Д.И. Кандрин

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года.

Судья              Д.И. Кандрин