Дело № 2-347/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации р.п. Торбеево 12 октября 2011 года Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И., с участием представителя истца - помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В., истицы Понкратовой А.Н., представителя ответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (администрация Торбеевского района) Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 11.02.2011 г., при секретаре судебного заседания Спириной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Понкратовой Александры Николаевны, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства, установил: Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Понкратову А.Н. вне очереди благоустроенным жилым помещением по месту жительства. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Понкратова Александра Николаевна _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. Понкратова А.Н., оставшись без попечения родителей, воспитывалась в <данные изъяты>, завершив обучение в 2006 году. Какого-либо закрепленного жилья и зарегистрированной за ней недвижимости она не имеет. 19 апреля 2011 г. Понкратова А.Н. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и постановлением администрации Торбеевского муниципального района №401 от 4 мая 2011 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №104-З), администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями. Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Понкратову Александру Николаевну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. изложенные в исковом заявлении требования поддержала, просила суд исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Истица Понкратова А.Н. исковые требования прокурора о возложении на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязанности обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержала в полном объеме. Представитель администрации Торбеевского района Каменева Т.А., не соглашаясь с требованиями искового заявления, указала, что Понкратова А.Н. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии в виде внеочередного получения лицами указанной категории жилого помещения по договору социального найма являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Так, согласно статье 6 Закона № 104-3 администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Несмотря на возложение законодательством на администрацию Торбеевского района обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только совершение непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения, а свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского района не располагает, ввиду вышеизложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства. Указывает, что по мере возможности администрация района выполняет возложенные на нее обязанности в данной сфере правоотношений: информирует органы исполнительной власти Республики Мордовия о количестве проживающих в районе детей-сирот, ходатайствует о выделении финансовых средств для приобретения жилья указанной категории граждан, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. Третье лицо - представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия. Суд, заслушав пояснения помощника прокурора района, истицы и представителя администрации Торбеевского района, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам. Понкратова Александра Николаевна _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и обладает правом на внеочередное бесплатное получения жилого помещения, что подтверждается следующими доказательствами. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. Понкратова А.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.10), однако согласно ее объяснениям (л.д.7), справке отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского района № 518 от 16 сентября 2011 г. (л.д.23), истица собственного жилья не имеет. По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Понкратова А.Н. не имеет (л.д.18, 20). Понкратова А.Н., как сирота и не имеющая в собственности жилья, обратилась 19.04.2011 г. в администрацию Торбеевского района с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья (л.д.21). Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия №401 от 04.05.2011 г. Понкратова А.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет (л.д.22). Таким образом, Понкратова А.Н. обратилась в соответствующие органы с заявлением о постановке ее на учет, как нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижению ею 23-летнего возраста. Понкратова А.Н. обучалась в <данные изъяты>, которую окончила в 2006 г. (л.д.14). Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством. Согласно пункту 2 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 Закона Республики Мордовия 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра. Согласно статье 6 указанного Закона администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма. Таким образом, администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями. Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского района Понкратова А.Н. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке. При этом, суд считает, что вопреки возражениям представителя ответчика о том, что в силу положений части второй статьи 8 Закона №104-З обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского района возложена быть не может, вышеназванные положения законодательства не снимают с администрации Торбеевского района ответственности и обязанности исполнения государственных полномочий, определенных в статье 6 Закона №104-З. В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Поскольку, как следует из заявления Понкратовой А.Н. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 14.09.2011 г., сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; незначительного материального дохода (л.д.6), суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы. Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Понкратову А.Н. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными. Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Понкратовой Александры Николаевны, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства удовлетворить. Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Понкратову Александру Николаевну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Д.И. Кандрин Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года. Судья Д.И. Кандрин