О понуждении оборудовать вход в здание пандусом



                         дело №2-350/2011

                                                             

                                                                   РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Торбеево13 октября 2011 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,

представителя ответчика - Муниципального общеобразовательного учреждения «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» (далее - МОУ «Торбеевская СОШ №1») - Лисюшкиной Е.И.,

представителя соответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 11.02.2011 г.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Торбеевская СОШ №1» о понуждении оборудовать вход в здание пандусом

установил:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с названным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов было установлено, что МОУ «Торбеевская СОШ №1» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание школы инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Так, вход в здание школы, расположенного в п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, ул. 2-й микрорайон, д. №30, осуществляется по ступеням, через которые коляска инвалида в помещение здания въехать не может, что противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие при входе в здание школы пандуса нарушает право инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав. Поскольку круг инвалидов, способных посетить здание образовательного учреждения, невозможно индивидуализировать, то в целях защиты прав неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением. На основании изложенного, прокурор просит понудить МОУ «Торбеевская СОШ №1» оборудовать вход в здание школы пандусом и взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину.

В судебном заседании старший помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить их в полном объеме. Уточнила, что просит понудить Муниципальное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» оборудовать вход в здание школы по адресу: п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, ул. 2-й


микрорайон, д. №30, специальным приспособлением - пандусом, облегчающим доступ инвалидам.

Представитель ответчика Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменева Т.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что здание школы передано МОУ «Торбеевская СОШ №1» в оперативное управление, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. За содержание здания школы несет ответственность только МОУ «Торбеевская СОШ №1», установка пандуса на входе в данное здание не является обязанностью администрации Торбеевского района. В связи с этим считает, что администрация Торбеевского района не может выступать в качестве ответчика по настоящему гражданскому делу. Кроме того, отметила, что в школе не обучаются дети-инвалиды, в связи с чем необходимости обустройства пандусов не имеется.

Представитель ответчика МОУ «Торбеевская СОШ №1» Лисюшкина Е.И. с исковым заявлением прокурора не согласна, указывая на то, что дети-инвалиды в школе не обучаются. Дети-инвалиды могут обучаться на дому, в связи с чем необходимости посещения ими здания школы, и соответственно, установки пандуса, не имеется. Ни один из входов в здание школы не оборудован пандусом или другими приспособлениями, облегчающими вход инвалидов в школу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статья 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.


Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).

В соответствии с пунктом 3.13 указанных СНиП в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп граждан.

В судебном заседании установлено, здание по адресу: п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, ул. 2-й микрорайон, д.№30 принадлежит на праве оперативного управления МОУ «Торбеевская СОШ №1» (л.д.18).

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения №1 к СНиП 02.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений относятся именно к группе общественных зданий.

Кроме того, объективно установлено, что ни один из входов в вышеуказанное здание школы, в том числе центральный вход, не оборудован специальным приспособлением - пандусом для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп населения. Центральный вход в здание МОУ «Торбеевская СОШ №1» оборудован лестницей, состоящей из нескольких ступеней, через которые коляска инвалида в помещение школы въехать не сможет. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками.

В связи с этим, в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и МОУ «Торбеевская СОШ №1» до настоящего времени не создали условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общественное здание - помещение школы, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года «№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие при входе в здание школы пандуса, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить образовательное учреждение не возможно.


В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих посетить образовательное учреждение определить не возможно, требования прокурора района, обратившегося в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ввиду изложенного, суд считает необходимым понудить Муниципальное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» оборудовать вход в здание школы по адресу: п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, ул. 2-й микрорайон, д. №30, специальным приспособлением - пандусом, облегчающим доступ инвалидам.

Доводы представителя ответчика - администрации Торбеевского района Республики Мордовия о том, что она не может выступать в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу, суд находит несостоятельными.

Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 названного Закона установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно пунктам 2, 4 части первой статьи 31 Закона №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.


В виду вышеизложенных положений законодательства, нахождение здания школы по адресу: п. Торбеево, ул. 2-й микрорайон, д. № 30 в оперативном управлении у МОУ «Торбеевская СОШ №1», по мнению суда, не может служить основанием считать, что по настоящему делу администрация Торбеевского района не может являться соответчиком.

Доводы ответчиков о необходимости отказа в удовлетворений требований прокурора в связи невозможностью установления пандуса на входе в здание школы по техническим причинам, суд оставляет без удовлетворения.

Так, в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеуказанного требования закона, бремя доказывания невозможности установления пандусов лежит на МОУ «Торбеевская СОШ №1» и администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.

Однако доказательств невозможности установления пандусов по техническим причинам ответчиками суду не представлено.

Доводы ответчика о невозможности установления пандуса по финансовым причинам не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации суд взыскивает с ответчика - МОУ «Торбеевская СОШ №1» государственную пошлину в доход государства, от уплаты которой истец и соответчик - администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия освобождены по закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» о понуждении оборудовать вход в здание пандусом, удовлетворить.

Понудить Муниципальное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» оборудовать вход в здание школы по адресу: п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, ул. 2-й микрорайон, д. №30, специальным приспособлением - пандусом, облегчающим доступ инвалидам.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республика Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                                   Д.И. Кандрин

Решение вынесено в окончательной форме 17.10.2011 г.

Судья                                                                                                  Д.И. Кандрин