Дело №2-424/2001
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Торбеево 30 декабря 2011 года
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,
представителя ответчика – ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия Холодовой Н.М., действующей на основании доверенности от 27.12.2011 г.,
при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Баранова А.И. к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в интересах Российской Федерации, Республики Мордовия и Торбеевского муниципального района обратился в суд с названным иском о взыскании с ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия (далее – ФКУ СИЗО-3) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2011 года и предыдущие периоды в сумме 103001,2 рублей, из них: 40% или 41 200,48 рублей в доход бюджета Торбеевского муниципального района; 40% или 41 200,48 рублей в доход бюджета Республики Мордовия и 20 % или 20 600,24 рублей в доход бюджета Российской Федерации. В обоснование иска указано, что прокуратурой Торбеевского района в ходе проверки установлено, что ФКУ СИЗО-3 в своей деятельности нарушает требования природоохранного законодательства. Учреждение осуществляет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, в связи с чем обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако данную обязанность не исполняет, имея по состоянию на 13.12.2011 г. задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 103001,2 рублей. Несвоевременное внесение платы может привести к негативным последствиям и повлечь невыплату пенсий, пособий и других социальных выплат из бюджетов всех уровней. Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика и право прокурора на предъявление иска о взыскании платежа за негативное воздействие на окружающую среду является очевидным.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Торбеевского района Андреева Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия Холодова Н.М. иск признала полностью, пояснив, что с суммой задолженности согласна. Указывает, что задолженность образовалась по причине отсутствия соответствующих денежных средств.
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте которого уведомлен надлежащим образом. Представил заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие. Исковые требования полностью поддерживает. Указывает, что до настоящего времени соответствующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не уплачены.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 16 вышеназванного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и т.д. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №401 (в редакции постановления Правительства РФ от 14.12.2006 №767) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
В соответствии с пунктом 5.5.10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №400 (в ред. постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредной воздействие на атмосферный воздух.
Согласно подпункту 15 пункта 2 части 1 Перечня источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их введении казенными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за Росприроднадзором закреплен источник дохода - плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе сер. 13№001256152, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия» поставлено 30.09.1994 г. на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 (л.д.33).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Согласно пункту 1 указанного Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанной с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе, за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, размещение отходов.
Как следует из материалов дела ФКУ СИЗО-3 в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства, потребления и негативного воздействия на атмосферный воздух, в связи с чем обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует (л.д.7-9, 17), что задолженность ФКУ СИЗО-3 по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду составляет: за 4-й квартал 2010 г. – 38563,37 рублей, за 1-й квартал 2011 г. – 41571,37 рублей, за 2-квартал 2011 г. – 14566,6 рублей, за 3-й квартал 2011 г. – 8299,86 рублей, а всего на общую сумму - 103 001 рубль 20 копеек.
В настоящее время данная задолженность не погашена.
Таким образом, на период задолженности, предъявленной к взысканию, существовала законодательно закрепленная обязанность природопользователя по внесению соответствующих платежей.
Доводы представителя ФКУ СИЗО-3 об отсутствии бюджетного финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчика от возложенной обязанности оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно части третьей статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратился в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета в размере 20% подлежащей уплате суммы, бюджета субъекта Российской Федерации в размере 40% и к доходам местных бюджетов в размере 40%.
Суд считает, что ФКУ СИЗО-3, не выполняя требований законодательства об охране окружающей среды и не внося плату на природоохранные мероприятия, нарушает интересы Российской Федерации, Республики Мордовия и Торбеевского муниципального района в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную среду, в связи с чем прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обоснованно обратился в суд с названным иском.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ответчик не оспаривает сумму задолженности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в размере 3260,02 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №3 УФСИН России по Республике Мордовия» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду - удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №3 УФСИН России по Республике Мордовия» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2010 года, за 1-й квартал 2011 года, за 2- квартал 2011 года и за 3-квартал 2011 года в размере 103 001 (ста трех тысяч одного) рубля 20 копеек, из которой 20 % или 20600,24 рублей в доход бюджета Российской Федерации, 40 % или 41200,48 рублей в доход бюджета Республики Мордовия, 40% или 41200,48 рублей в доход бюджета Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Средства перечислить в Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Управление службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия), ИНН 1326191497, КПП 132601001, ОКАТО 89254000000, КБК 04811201000010000120, р/сч 40101810900000010002, ГРКЦ НБ РМ Банка России г. Саранск БИК 048952001.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №3 УФСИН России по Республике Мордовия» государственную пошлину в доход бюджета Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в сумме 3260,02 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья Д.И. Кандрин
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2011 года.
Судья Д.И. Кандрин