О возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии



Дело № 2-51/2012     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Торбеево 5 марта 2012 года.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Кирдяшкина Э.А.,

при секретаре Шеркуновой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия» о возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России по Республике Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии в ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по РМ», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия», расположенное по адресу: Республика Мордовия, поселок Торбеево, ул. Весенняя, 50, имеет подсобное хозяйство, в котором содержится 22 головы свиней. В нарушение требований законодательства о ветеринарии, подсобное свиноводческое хозяйство ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по РМ» не работает по принципу предприятия закрытого типа; лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку; в санитарном пропускнике отсутствуют помещения для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, душевые для работников.

Указанные нарушения законодательства могут привести к заносу на свиноферму учреждения вируса африканской чумы свиней. Согласно Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980, в случае возникновения АЧС определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, на хозяйство, населенный пункт, республику, где выявлено заболевание, накладывают карантин. На территории, непосредственно прилегающей к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней (20 км), уничтожаются все животные, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан. Помимо этого, по условиям карантина, запрещается ввоз на территорию и вывоз с нее животных всех видов, в том числе и птиц; торговля животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах; проведение сельскохозяйственных выставок и других мероприятий, связанных со скоплением людей и животных.

Таким образом, неисполнение учреждением ветеринарных правил может привести к заносу вируса АЧС, что в свою очередь нарушит права и интересов неопределенного круга лиц - владельцев личных подсобных хозяйств.

Состав потенциальных истцов нельзя определить, в связи с чем право прокурора на предъявление данного иска, предоставленное статьей 45 ГПК Российской Федерации, очевидно.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» организовать работу подсобного хозяйства в закрытом технологическом режиме, для чего: обеспечить проведение санитарной обработки лиц, посещающих хозяйство, оборудовать санитарный пропускник помещениями для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, душевыми для работников;

взыскать с ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» госпошлину в доход местного бюджета.

ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» в возражениях на исковое заявление указывает, что нарушение пунктов 3.1, 3.1.1, 3.3.1, и 3.4 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 4 ноября 1986 года необоснованно вменяется в вину ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия, так как указанный правовой акт не является действующим, поскольку он не опубликован и не содержится в каких-либо перечнях применяемых нормативных правовых актов.

Для обеспечения проведения санитарной обработки лиц, посещающих хозяйство, оборудования санитарного пропускника помещения для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, душевыми для работников требуются финансовые вложения. В настоящее время денежные средства на данные цели в учреждении отсутствуют. При наличии денежных средств данные мероприятия в подсобном хозяйстве ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия будут произведены незамедлительно.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. требования поддержала, просила обязать ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» организовать работу подсобного хозяйства в закрытом технологическом режиме, для чего: обеспечить проведение санитарной обработки лиц, посещающих хозяйство, оборудовать санитарный пропускник помещениями для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, душевыми для работников.

Представитель ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России по Республике Мордовия Кирдяшкин Э.А. в судебном заседании полностью подтвердил факты нарушения ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» законодательства о ветеринарии, и поддержал заявленные прокурором требования.

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 № 4979-1 «О ветеринарии» /с изменениями от 18 июля 2011 года/ основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных.

В силу требований статьи 18 Закона ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства.

Пунктами 3.1, 3.1.1, 3.3.1 и 3.4 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года, специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа.

Посещение комплекса посторонними лицами допускают в исключительных случаях, при этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку и регистрируются в специальном журнале.

В составе санпропускника предусматривают помещения для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви.

В помещении санитарного пропускника работники снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. По окончании работы спецодежду снимают, надевают домашнюю одежду и обувь.

Актом проведенной прокуратурой Торбеевского района проверки исполнения ветеринарного законодательства установлено, что в подсобном хозяйстве ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» содержатся 22 головы свиней. При входе на свиноферму оборудован санитарный пропускник, не соответствующий требованиям п. 3.4 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий; в нарушение пунктов 3.1, 3.1.1, 3.4 Правил не созданы условия для прохождения санитарной обработки лиц, посещающих подсобное хозяйство, отсутствуют помещения для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, не оборудованы душевые для работников, то есть учреждением не обеспечена работа подсобного хозяйства по принципу предприятия закрытого типа.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Несоблюдение учреждением ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Мордовия» режима закрытого типа, нахождение на территории его подсобного хозяйства лиц, не прошедших санитарную обработку с принятием душа и полным переодеванием, которые могут являться потенциальными переносчиками и источниками возбудителей различных инфекционных заболеваний, представляет собой угрозу заноса на свиноферму вируса африканской чумы и других инфекционных заболеваний, что в свою очередь может повлечь нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц - владельцев личных подсобных хозяйств.

Указанные в возражениях доводы представителя ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН по РМ» о том, что Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий не являются действующими суд считает необоснованными, так как эти правила не отменены, они действуют до настоящего времени, входят в состав ветеринарного законодательства, подлежат соблюдению и применению наряду с другим законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами, полностью удовлетворяет исковые требования прокурора Торбеевского района Республики Мордовия к ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН по РМ».

Кроме того, с ответчика в соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации, подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» организовать работу подсобного хозяйства в закрытом технологическом режиме, для чего: обеспечить проведение санитарной обработки лиц, посещающих хозяйство, оборудовать санитарный пропускник помещениями для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, душевыми для работников.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца.

Судья