Дело № 2-62/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Торбеево 23 марта 2012 г.
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В.,
истицы Трухачевой П.В.,
представителя ответчика – администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А.,
при секретаре Шеркуновой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву П.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву П.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства.
В обоснование указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Трухачева <П.В.> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>.
Трухачева П.В. в 2010 года окончила <данные изъяты>.
Трухачева П.В. какого-либо закрепленного жилья не имеет.
В связи с этим Трухачева П.В. 29 декабря 2009 года обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 13 января 2010 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В период с 11 мая 2007 года по 10 сентября 2010 года Трухачева П.В. воспитывалась в приемной семье <данные изъяты>. 10 сентября 2010 года договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью расторгнут и с этого момента пребывание в указанной семье Трухачевой П.В. прекратилось.
В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями.
Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву Просковью Владимировну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.;
взыскать с ответчика пошлину в доход государства.
В представленных в суд возражениях на исковое заявление администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия указывает, что не согласна с заявленными прокурором требованиями по следующим основаниям. Трухачева П.В. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 17 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона, на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечения передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
Таким образом, несмотря на возложение на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не располагает), ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского муниципального района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.
Кроме того, требование прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о взыскании с администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия государственной пошлины в доход государства является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила суд вынести решение о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву <П.В.> благоустроенным жилым помещением по месту жительства; от требований в части взыскания госпошлины отказывается.
Истица Трухачева П.В. исковые требования в части возложения обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменева Т.А. не согласна с заявленными прокурором требованиями по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Третье лицо – представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Заслушав пояснения помощника прокурора, истицы, представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Трухачева <П.В.> _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
<данные изъяты> /л.д. 12.
Трухачева П.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. На данный момент она собственного жилья не имеет, так как с 10 сентября 2010 года приемные родители досрочно расторгли договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью /л.д. 19, 32.
По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Республики Мордовия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрированной недвижимости Трухачева П.В. не имеет /л.д. 30, 31/.
29 декабря 2009 года Трухачева П.В. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья как сироты и не имеющей собственного жилья /л.д. 17.
Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 13 января 2010 года Трухачева П.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /л.д. 18.
Трухачева П.В. в 2010 году окончила <данные изъяты> /л.д. 20-22.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством.
Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.
Решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 3 марта 2009 года № 102 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года, администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Таким образом, администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.
Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского муниципального района Трухачева П.В. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Поскольку, как следует из заявления Трухачевой П.В. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 20 января 2012 года, сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием соответствующего образования для правильного оформления заявления в суд /л.д. 23/, суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву П.В. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными.
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Трухачеву Просковью Владимировну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
Судья
Мотивированное решение составлено 23 марта 2012 года.
Судья