Дело № 2-126/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Торбеево 5 апреля 2012 г.
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В.,
истицы Шукшиной Д.А.,
представителя ответчика – администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А.,
при секретаре Шеркуновой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Д.А. благоустроенным жилым помещением по месту жительства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Д.А. благоустроенным жилым помещением по месту жительства.
В обоснование указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Шукшина /Фролова/ <Д.А.> _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>.
В 2010 году Фролова Д.А. окончила МОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1», получив аттестат о среднем общем образовании.
<данные изъяты> сменила фамилию на Шукшину.
Шукшина Д.А. какого-либо закрепленного жилья не имеет.
В связи с этим Фролова /Шукшина/ Д.А. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением по поводу обеспечения жилым помещением. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 15 октября 2009 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями.
Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину <Д.А.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.
В представленных в суд возражениях на исковое заявление администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия указывает, что не согласна с заявленными прокурором требованиями по следующим основаниям. Шукшина Д.А. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 17 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона, на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечения передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
Таким образом, несмотря на возложение на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не располагает), ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского муниципального района возложена быть не может.
В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила суд вынести решение о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину <Д.А.> благоустроенным жилым помещением по месту жительства.
Истица Шукшина Д.А. исковые требования о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменева Т.А. не согласна с заявленными прокурором требованиями по основаниям, изложенным в возражениях.
Третье лицо – представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Заслушав пояснения прокурора, истицы, представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Шукшина (до замужества Фролова) <данные изъяты> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
<данные изъяты> /л.д. 9, 10.
Шукшина Д.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.Согласно справки Отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия № 73 от 14 марта 2012 /л.д. 18/, она собственного жилья не имеет.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Шукшина Д.А. не имеет /л.д. 16, 17.
В 2008 года истица обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья как сироты и не имеющей собственного жилья.
Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 15 октября 2009 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /л.д. 11.
Шукшина Д.А. в 2010 году окончила МОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа», получила аттестат о среднем (полном) общем образовании /л.д. 13, 14.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 этого Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием возникновения
права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых
помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания указанной категории лиц в любом образовательном учреждении, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
В силу статьи 5 вышеуказанного Закона Республики Мордовия норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метра.
Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.
Приведенные положения законодательства администрацией Торбеевского муниципального района, которая наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений для указанной категории лиц, проживающих на территории Торбеевского района Республики Мордовия, не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что Шукшина Д.А. не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Поскольку проверка проводилась по обращению Шукшиной Д.А. к прокурору о защите ее законных интересов, как следует из ее заявления от 7 марта 2012 года, сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием специальных познаний в области юриспруденции для правильного оформления заявления /л.д. 15/, суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту прав и законных интересов истицы.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину Д.А. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска – необоснованными.
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Шукшину <Д.А.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 9 апреля 2012 года.
Судья