О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-160/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 11 апреля 2012 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И.,

с участием представителя истицы – помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В.,

истицы Кочановой М.М.,

представителя ответчика – администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 11.02.2012 г.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Кочановой <М.М.> к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (администрации Торбеевского района) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

установил:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с вышеуказанным иском, указав, что Кочанова <М.М.>, _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. В 2009 году Кочанова М.М. окончила МОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа», получив аттестат о среднем общем образовании. Кочанова М.М. какого-либо закрепленного жилья не имеет. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района от 17.02.2010 г. Кочанова М.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу статей 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №104-З), администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями. Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м. В связи с этим прокурор просит обязать ответчика обеспечить Кочанову М.М. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Истица Кочанова М.М. в судебном заседании исковое заявление поддержала полностью, просила его удовлетворить, по изложенным в нем основаниям. Своего жилья она не имеет, проживает на съемной квартире в п. Торбеево.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. изложенные в иске требования поддержала, просила суд исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

В возражениях на исковое заявление и в своих объяснениях в судебном заседании представитель ответчика Каменева Т.А., не соглашаясь с исковыми требованиями, указала, что Кочанова М.М. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, которые являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Так в силу статьи 6 Закона № 104-3 администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Несмотря на возложение на администрацию Торбеевского района обязанности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, обязанность по финансированию обеспечения жильем данных граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только совершение действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и приобретения (покупки) жилого помещения, а свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского района не располагает, ввиду вышеизложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.

Третье лицо – представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора района, истицы и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Кочанова <М.М.> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

<данные изъяты>. (л.д. 11).

<данные изъяты> (л.д. 9-10).

Кочанова М.М. зарегистрирована в <адрес> (л.д. 8).

Согласно справке отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского муниципального района № 87 от 21.03.2012 г. (л.д. 16) Кочанова М.М. осталась без попечения родителей с 1998 года и не имеет жилья на праве личной собственности и закрепленного жилья.

По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Кочанова М.М. не имеет (л.д. 17, 18).

Кочанова М.М., как сирота и не имеющая в собственности жилья, обратилась 21.01.2010 г. в администрацию Торбеевского района с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья (л.д.13) и Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского района от 17.02.2010 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет (л.д. 14).

Кочанова М.М. в 2009 году закончила Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дракинская средняя общеобразовательная школа» (л.д. 12).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством.

Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 Закона Республики Мордовия 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.

Согласно статье 6 указанного Закона администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Таким образом, администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.

Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского района Кочанова М.М. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке. При этом, суд считает, что вопреки возражениям представителя ответчика о том, что в силу положений части второй статьи 8 Закона №104-З обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского района возложена быть не может, вышеназванные положения законодательства не снимают с администрации Торбеевского района ответственности и обязанности исполнения государственных полномочий, определенных в статье 6 Закона №104-З.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку, как следует из заявления Кочановой М.М. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 15.03.2012 г., сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; незначительного материального дохода (л.д. 15), суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Кочанову М.М. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска – необоснованными.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Ответчик в судебном заседании просил об отсрочке исполнения настоящего решения сроком до 4-х месяцев, поскольку в случае удовлетворения исковых требований будет необходимо время для приобретения жилья, для регистрации его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, а также для последующей его передаче истице. Истица Кочанова М.М. и прокурор Кускова Т.В. не возражали против удовлетворения данного ходатайства.

Суд соглашается с доводами ответчика и считает, что имеются основания для отсрочки исполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения истице сроком до 4-х месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Кочановой <М.М.>, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течение четырех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Кочанову <М.М.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                        Д.И. Кандрин

В окончательной форме решение изготовлено 11.04.2012 г.

Судья                                        Д.И. Кандрин