О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-159/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 11 апреля 2012 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,

с участием представителя истицы – помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В.,

истицы Сурайкиной О.И.,

представителя ответчика – администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 10.02.2012 г.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Сурайкиной <О.И.>, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (администрации Торбеевского района) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

установил:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с вышеуказанным иском, указав, что Сурайкина <данные изъяты> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 умерла 29.01.2004 г., а отец – ФИО2 - умер 03.11.1993 г. В 2009 году Сурайкина О.И. окончила МОУ «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа», получив аттестат о среднем общем образовании. Какого-либо закрепленного жилья она не имеет. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района от 19.04.2006 г. Сурайкина О.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу статей 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №104-З), администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями. Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сурайкину О.И. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Истица Сурайкина О.И. исковое заявление поддержала полностью, просила его удовлетворить. Она является сиротой, так как ее родители умерли. В 2009 году она окончила среднюю школу в с. Варжеляй Торбеевского района. В настоящее время обучается в <данные изъяты>. Своего жилья она не имеет. Проживает в доме своего бывшего опекуна ФИО3.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. изложенные в исковом заявлении требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

В возражениях на исковое заявление и в своих объяснениях в судебном заседании представитель ответчика Каменева Т.А., не соглашаясь с исковыми требованиями, указала, что Сурайкина О.И. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, которые являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Так в силу статьи 6 Закона № 104-3 администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Несмотря на возложение на администрацию Торбеевского района обязанности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, обязанность по финансированию обеспечения жильем данных граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только совершение действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и приобретения (покупки) жилого помещения, а свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского района не располагает, ввиду вышеизложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.

Третье лицо – представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора района, истицы и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Сурайкина <данные изъяты> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Так, согласно свидетельству о рождении №_, родителями Сурайкиной О.И. являются: отец – ФИО2, мать – ФИО1.

ФИО2, как следует из выданного 15.11.1993 г. администрацией Суркинского сельского Совета Наровчатского района свидетельства о смерти №_, умер 03.11.1993 г.

<данные изъяты>.

Как следует из выданного 30.01.2004 г. администрацией Суркинского сельсовета Наровчатского района Пензенской области свидетельства о смерти №_, ФИО1 умерла 29.01.2004 г.

Распоряжением Главы Администрации Торбеевского района №57 от 20.02.2004 г. Сурайкиной О.И. назначен опекун ФИО3 с разрешением проживать на площади опекуна.

Сурайкина О.И. зарегистрирована в <адрес> (л.д. 8).

Согласно справке отдела опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Торбеевского муниципального района (л.д. 17) Сурайкина О.И. осталась круглой сиротой с 2004 года и не имеет жилья на праве личной собственности и закрепленного жилья.

По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Сурайкина О.И. не имеет (л.д. 18, 19).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского района от 19.04.2006 г. Сурайкина О.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет (л.д. 13).

В 2009 году Сурайкиной О.И. выдан аттестат о среднем общем образовании по окончании обучения в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Варжеляйская средняя общеобразовательная школа» (л.д. 14, 15).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно частям 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно части второй статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно ч.3 и ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 49 ЖК Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со статьей 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия 104-3 администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделены такими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, как приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Таким образом, администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.

Статьей 5 Закона Республики Мордовия №104-3 определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.

Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского района Сурайкина О.И. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке. При этом, суд считает, что вопреки возражениям представителя ответчика о том, что в силу положений части второй статьи 8 Закона №104-З обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского района возложена быть не может, вышеназванные положения законодательства не снимают с администрации Торбеевского района ответственности и обязанности исполнения государственных полномочий, определенных в статье 6 Закона №104-З.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку, как следует из заявления Сурайкиной О.И. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 11.03.2012 г., сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; незначительного материального дохода (л.д. 16), суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Сурайкину О.И. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска – необоснованными.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Ответчик в судебном заседании просил об отсрочке исполнения настоящего решения сроком до 4-х месяцев, поскольку в случае удовлетворения исковых требований будет необходимо время для приобретения жилья, для регистрации его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, а также для последующей его передаче истице. Истица Сурайкина О.И. и прокурор Кускова Т.В. не возражали против удовлетворения данного ходатайства.

Суд соглашается с доводами ответчика и считает, что имеются основания для отсрочки исполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения истице сроком до 4-х месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Сурайкиной <данные изъяты>, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течение четырех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Сурайкину <данные изъяты> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                        Д.И. Кандрин

В окончательной форме решение изготовлено 11.04.2012 г.

Судья                                        Д.И. Кандрин