Дело № 2-155/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Торбеево 6 апреля 2012 года
Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,
с участием истицы Турлаевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Турлаевой <Л.В.> к администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Турлаева Л.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что 23.05.2009 г. умер ее муж ФИО1. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома по адресу: <адрес>. В течение 6-месячного срока после смерти мужа она обратилась к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство. Дочь ФИО2 от своей доли наследства отказалась, подав об этом соответствующее заявление. Нотариус разъяснила, что выдать такое свидетельство не сможет, поскольку в договоре передачи жилье поименовано как квартира, а в техническом паспорте обозначено, как жилой дом. Кроме того, в указанных документах имеются расхождения в площади дома. Указанное жилье было выделено для их семьи мужу ФИО1, в связи с его работой в Мордовмелиорации, в последующем оно было приватизировано на имя мужа. Договор передачи был составлен в соответствии с действующим законодательством и зарегистрирован в Администрации Торбеевского района и МБТИ. Поскольку жилой дом выделялся, как квартира, в договоре передачи его также обозначили, как квартира. Земельный участок, на котором расположен дом, находился в их пользовании, оформления его не требовали, поэтому такому обозначению дома они не придали значения. Внести изменения в настоящее время в договор передачи не представляется возможным, так как договор прошел соответствующую регистрацию, а также потому, что муж ФИО1 умер. В договоре передачи общая площадь жилья указана <данные изъяты>, жилая - <данные изъяты>, а в техническом паспорте общая площадь указана - <данные изъяты>, а жилая - <данные изъяты>. Такая разница могла возникнуть в связи с более точными современными методами измерения. Каких-либо перестроек, реконструкций дома не производилось. Просит признать за ней право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью - <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Турлаева Л.В. свои требования полностью поддержала, просила удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что у них с мужем только одна дочь – ФИО2, которая отказалась от наследования имущества. Иных детей у них нет. Завещание муж не оформлял.
Представитель ответчика - администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть иск в его отсутствие, против заявленных требований не возражает.
Соответчик ФИО2 в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, против удовлетворения исковых требований не возражает, от наследства отказывается.
Обсудив исковое заявление, заслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно договору передачи от 15.02.1993 года ППЖКХ передало ФИО1 в собственность квартиру, общей площадью – <данные изъяты>, жилой – <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Указаны члены семьи: жена – Турлаева <Л.В.>, дочь – ФИО2 (л.д. 7).
<данные изъяты> (л.д. 9).
Согласно свидетельству о смерти №_, выданному 27.05.2009 г. отделом ЗАГС администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, ФИО1 _._._ г. рождения, уроженец <адрес>, умер 23.05.2009 г. (л.д. 10).
Согласно техническому паспорту от 08.12.2009 г. (л.д.11-24), кадастровому паспорту от 08.12.2009 г. (л.д.25-26), выданным Торбеевским отделением Филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилой дом по адресу: <адрес> построен в 1985 году и имеет общую площадь – <данные изъяты>, жилую – <данные изъяты>. Как следует из ситуационного плана, дом расположен на земельном участке и представляет обособленное строение.
Из представленной в суд копии наследственного дела №207/2009 на умершего ФИО1 (л.д. 37-47) следует, что наследником имущества ФИО1 по закону является жена – Турлаева <Л.В.>, ФИО2 от наследства отказалась в пользу Турлаевой Л.В. В состав наследственного имущества входит жилой дом по адресу: <адрес>. Завещание в деле отсутствует.
Из статьи 35 Конституции Российской Федерации следует, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании части 2 статьи 218 ГК Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.В соответствии со статьей 1113 ГК Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно статье 1111 ГК Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии частью 1 статьи 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно статье 1154 ГК Российской Федерации, наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Согласно пункту 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
В судебном заседании установлено, что после смерти 23.05.2009 г. ФИО1 наследниками первой очереди являлись его супруга Турлаева Л.В. и его дочь ФИО2.
Как следует из материалов дела, Турлаева Л.В. в 6-и месячный срок обратилась к нотариусу и приняла наследство, открывшееся после смерти мужа, в том числе на имущество в виде спорного жилого дома.
ФИО2 от своей доли в наследстве отказалась.
Кроме того, из договора передачи от 15.02.1993 г. усматривается, что в собственность передается квартира общей площадью <данные изъяты>, жилой – <данные изъяты> по адресу: <адрес>, тогда как из технического паспорта усматривается, что по адресу: <адрес> расположен жилой дом, общая площадь которого составляет <данные изъяты>, жилая – <данные изъяты>.
Пункт 1 статьи 16 ЖК Российской Федерации выделяет три основных группы жилого помещения: жилые дома, части жилых помещений, квартиры, часть квартиры; комнаты.
Жилым домом признается индивидуально – определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой же признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как видно из исследованных судом документов, в них объектом индивидуального жилищного строительства, является именно жилым домом, о чем также пояснила в судебном заседании и истица.
Незначительные изменения в общей и жилой площадях жилого дома, суд связывает с более точными измерительными приборами, используемыми при обмере дома сотрудниками Торбеевского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация, что подтверждает истица, пояснившая в судебном заседании, что никакой реконструкции и перестройки дома не производилось, жилое помещение представляет собой отдельный жилой дом, расположенный на земельном участке, на участке имеются хозяйственные постройки.
Учитывая изложенное, в соответствии с вышеприведенными нормами, суд считает, что требования истицы Турлаевой Л.В. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Данное решение, в соответствии со статьями 17, 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является основанием для регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> за Турлаевой Л.В. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Турлаевой <Л.В.> к администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Турлаевой <Л.В.> право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью <данные изъяты>, жилой – <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в апелляционном порядке через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин
Решение изготовлено в окончательной форме 6 апреля 2012 г.
Судья Д.И. Кандрин