дело №2-207/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Торбеево 11 мая 2012 года
Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,
с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в части организации сбора и вывоза отходов и мусора, а также по ликвидации несанкционированных свалок,
установил:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование своих требований, что на территории Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия организованы несанкционированные свалки бытового мусора, отходов потребления, расположенные в с. Сургодь: на площади 4 кв.м., в 3 метрах напротив жилого дома № 72 по ул. Центральная; на площади 4 кв.м., в 3 метрах напротив жилого дома № 72 по ул. Центральная; на площади около 4 кв.м., между жилыми домами № 66 и 64А по ул. Центральная. Земельные участки под свалки в установленном законом порядке не отводились, с соответствующими органами не согласовывались. Экологическая экспертиза мест складирования мусора, а также разработка проектно-сметной документации на места складирования, лимитов образования отходов не проводились. Частные домовладения не охвачены плановым сбором отходов потребления, мусоросборники отсутствуют, вывоз отходов населением производится самостоятельно в указанные выше свалки. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 26.04.2012, проведенной прокуратурой района. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Неисполнение ответчиком установленных законом обязанностей по надлежащему содержанию территории поселения, выразившееся в допущении функционирования несанкционированных свалок бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Сургодьского сельского поселения, так как нарушение экологического и санитарного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды. Несмотря на это, администрация Сургодьского сельского поселения, в границах, территории которых находятся несанкционированные свалки, не исполняет возложенные законом обязанности, то есть до сего дня проявляет бездействие. В связи с этим прокурор просит признать бездействие администрации Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в части организации сбора и вывоза отходов и мусора, а также по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Сургодьского сельского поселения, незаконным; обязать ответчика организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Сургодьского сельского поселения, а также ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. заявленные требования поддержала. Уточнила, что просит обязать ответчика ликвидировать две несанкционированные свалки, расположенные в с. Сургодь: на площади 4 кв.м., в 3 метрах напротив жилого дома № 72 по ул. Центральная; на площади около 4 кв.м., между жилыми домами № 66 и 64А по ул. Центральная.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам
Согласно Акту проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства от 26.04.2012 г., на территории с. Сургодь Торбеевского района Республики Мордовия организованы несанкционированные свалки бытового и строительного мусора, отходов потребления (л.д. 8).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.
Согласно положениям статьи 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1.1, 1.4, 2.1.3, 2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений органов местного самоуправления по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 № 127-3 «Об установлении границ муниципальных образований Торбеевского района, муниципального образования Торбеевский район и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» земельные участки, на которых обнаружены указанные несанкционированные свалки, расположены в административных границах Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организацию благоустройства и озеленения территории поселения, в связи с чем органы местного самоуправления поселений несут ответственность за санитарное состояние территорий.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не исполняются обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации в части организации сбора и вывоза отходов и мусора, а также по ликвидации несанкционированных свалок на территории Сургодьского сельского поселения. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации, решение, действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц, если они нарушают права и свободы граждан, могут быть оспорены в суде.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неисполнение ответчиком установленных законом обязанностей по надлежащему содержанию территории поселения, выразившееся в допущении функционирования несанкционированных свалок бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Сургодьского сельского поселения, так как нарушение экологического и санитарного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в части организации сбора и вывоза отходов и мусора, а также по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Сургодьского сельского поселения.
Обязать администрацию Сургодьского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные:
на площади 4 кв.м., в 3 метрах напротив жилого дома № 72 по ул. Центральная с. Сургодь,
на площади 4 кв.м., между жилыми домами № 66 и 64А по ул. Центральная с. Сургодь.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин
Решение в окончательной форме изготовлено 11.05.2012 года.
Судья Д.И. Кандрин