О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-193\2012     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 29 мая 2012 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В., истца Моськина А.В., представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменевой Т.А.,

при секретаре Алехиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района РМ в защиту прав и законных интересов Моськина <А.В.> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района РМ, действуя в интересах Моськина А.В., обратился в Торбеевский районный суд РМ с исковым заявлением к администрации Торбеевского муниципального района РМ о возложении обязанности предоставить Моськину А.В. благоустроенное жилое помещение по месту жительства вне очереди на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв.м.

В обоснование исковых требований указал, что Моськин А.В., в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>.

<данные изъяты>.

В 2010г. Моськин А.В. окончил МОУ « Дракинская средняя общеобразовательная школа», получив аттестат об основном общем образовании.

22.10.2007 Моськин А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В данном случае, по мнению прокурора, нарушаются права и законные интересы Моськина А.В., поскольку прокурорская проверка проводилась по обращению Моськина А.В. от 13.04.2012 об оказании содействия в защите его прав и законных интересов, поэтому прокурор предъявил данный иск, используя право, предоставленное статьей 45 ГПК Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. требования, изложенные в указанном заявлении, поддержала полностью по тем же основаниям, просила обязать администрацию предоставить Моськину А.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Истец Моськин А.В. требования, изложенные прокурором Торбеевского района РМ поддержал в полном объеме.

Ответчик в лице представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменева Т.А. иск не признала, указав при этом, что Моськин А.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 17.12.2010 № 104-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан. Между тем в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 8 указанного закона на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Поэтому ввиду изложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса, в указанном случае на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора – Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора, истца Моськина А.В., представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 № 104-З « Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее – органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей – сирот и лиц из числа детей сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее государственные полномочия).

Согласно статьи 5 указанного Закона РМ норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 № 14 « О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010г. № 32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования РМ является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и представлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Торбеевского района РМ.

Согласно свидетельству о рождении Моськина А.В. _._._ г.р., его отцом значится ФИО2, матерью – ФИО1 (л.д.7).

<данные изъяты> (л.д.10).

Моськин А.В. закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д.15, 17).

22.09.2007 он обратился в администрацию Торбеевского муниципального района РМ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.11).

Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от 22.10.2007 Моськин А.В., оставшийся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.12).

В 2010 г. Моськин А.В. окончил муниципальное общеобразовательное учреждение «Дракинская средняя общеобразовательная школа», получив 24.06.2010 аттестат об основном общем образовании (л.д.13-14).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Моськин А.В. после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении, как не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом ответчик с 2010 года наделен отдельными государственными полномочиями в силу республиканского Закона от 24.12.2010 № 104-З, в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Моськина А.В. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Республике Мордовия.

При этом Моськин А.В. выполнил требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку Моськин А.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Довод представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием финансирования, на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения Моськину А.В., не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании п.п.19 п.1 статьи 333.36 НК Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Моськину <А.В.> по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек и соответствующее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд РМ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2012 года.

Судья          В.Н. Башаева