О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-189\2012     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 29 мая 2012 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В., истца Сенавина Р.Е., представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменевой Т.А.,

при секретаре Алехиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района РМ в защиту прав и законных интересов Сенавина <Р.Е.> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района РМ, действуя в интересах Сенавина Р.Е., обратился в Торбеевский районный суд РМ с исковым заявлением к администрации Торбеевского муниципального района РМ о возложении обязанности предоставить Сенавину Р.Е. благоустроенное жилое помещение по месту жительства вне очереди на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв.м.

В обоснование исковых требований указал, что Сенавин Р.Е., в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Сенавина Р.Е. – ФИО1 умерла 04.09.2000. <данные изъяты>.

В 2004-2005 г.г. Сенавин Р.Е. проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, после этого продолжил служить по контракту до апреля 2008 г.

Сенавин Р.Е. закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет.

18.05.2004 Сенавин Р.Е. поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В данном случае, по мнению прокурора, нарушаются права и законные интересы Сенавина Р.Е., поскольку прокурорская проверка проводилась по обращению Сенавина Р.Е. от 06.04.2012 об оказании содействия в защите его прав и законных интересов, поэтому прокурор предъявил данный иск, используя право, предоставленное статьей 45 ГПК Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. требования, изложенные в указанном заявлении, поддержала полностью по тем же основаниям, просила обязать администрацию предоставить Сенавину Р.Е. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Истец Сенавин Р.Е. требования, изложенные прокурором Торбеевского района РМ поддержал в полном объеме.

Ответчик в лице представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменева Т.А. иск не признала, указав при этом, что Сенавин Р.Е. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 17.12.2010 № 104-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан. Между тем в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 8 указанного закона на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Поэтому ввиду изложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса, в указанном случае на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора – Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора, истца Сенавина Р.Е., представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Как следует из преамбулы указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 - летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 № 104-З « Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее – органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей – сирот и лиц из числа детей сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее государственные полномочия).

Согласно статьи 5 указанного Закона РМ норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 № 14 « О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010г. № 32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования РМ является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и представлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории <адрес> РМ,

Согласно свидетельству о рождении Сенавина Р.Е. _._._ г.р., его отцом значится ФИО2, матерью – ФИО1 (л.д.6).

Согласно свидетельству о смерти его мать ФИО1 умерла 04 сентября 2000 г. (л.д.13), <данные изъяты> (л.д.14).

Сенавин Р.Е. в 2004-2005 г.г. проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, после чего 18.04.2005 поступил на военную службу по контракту, 25.04.2008 уволен с военной службы по истечении срока контракта (л.д.9-12).

Из материалов дела усматривается, что Сенавин Р.Е. закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д.20, 22).

Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от 18.05.2004 Сенавин Р.Е., оставшийся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.15).

22.07.2008 он повторно обратился в администрацию Торбеевского муниципального района РМ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.17).

Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 28.04.2009 № 54-с материалы на Сенавина Р.Е. для получения безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилого помещения поступили в Государственную комиссию 28.04.2009 (л.д.18).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Сенавин Р.Е. после прохождении службы в рядах Вооруженных сил РФ, как не имеющий собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом ответчик с 2010 года наделен отдельными государственными полномочиями в силу республиканского Закона от 24.12.2010 № 104-З, в связи, с чем у него возникла обязанность по обеспечению Сенавина Р.Е. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Республике Мордовия.

При этом Сенавин Р.Е. выполнил требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку Сенавин Р.Е. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Довод представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием финансирования, на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения Сенавину Р.Е., не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании п.п.19 п.1 статьи 333.36 НК Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Сенавину <Р.Е.> по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек и соответствующее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд РМ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2012 года.

Судья          В.Н. Башаева