дело № 2-248/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Торбеево 9 июня 2012 года
Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,
с участием прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Баранова А.И.,
при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в части неисполнения обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих,
установил:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование своих требований, что в ходе проведенной прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проверки в деятельности администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе. Установлено, что повышение квалификации муниципальных служащих Дракинского сельского поселения – заместителя главы ФИО1 в нарушение положений Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не проводилось с 2006 года, главного бухгалтера администрации ФИО3 – с 2007 года. Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор Торбеевского района Республики Мордовия, является неопределенным, поскольку исполнение обязанностей, направленных на решение вопросов местного значения муниципальными служащими, затрагивает права жителей муниципального образования, а также других лиц. Круг лиц, в отношении которых указанные муниципальные служащие исполняют обязанности по решению вопросов местного значения невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого при разрешении дела. Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации Краснопольского сельского поселения по неисполнению обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих. В связи с этим просит признать незаконным бездействие администрации Дракинского сельского поселения по неисполнению возложенной на органы местного самоуправления поселений обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих не реже одного раза в три года; обязать администрацию Дракинского сельского поселения направить на повышение квалификации муниципальных служащих ФИО1 и ФИО2
В судебном заседании прокурор Торбеевского района Республики Мордовия Баранов А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание, о месте и времени которого извещен надлежащим образом, не явился. Представил письменное заявление, в котором полностью согласился с заявлением прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом с учетом положений части второй статьи 257 ГПК Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что муниципальные служащие администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 и ФИО2 не повышали свою квалификацию, соответственно, с 24.03.2006 и с 31.08.2007., что подтверждается сообщениями главы администрации Дракинского сельского поселения (л.д.7-8).
Более того, как следует из заявления представителя администрации Дракинского сельского поселения, в настоящее время данные обстоятельства им не оспариваются.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Пунктом 3 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что профессионализм и компетентность муниципальных служащих является одним из основных принципов муниципальной службы.
Повышение квалификации муниципальных служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы, как это установлено пунктом 3 статьи 32 Федерального закона №25–ФЗ.
Для гражданских служащих периодичность повышения квалификации установлена Федеральным законом от 27.06.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, согласно статье 62 указанного Федерального закона профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Согласно пункту 5 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2006 №1474, повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.
Учитывая, что согласно статье 5 Федерального закона №25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в том числе, посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, положения статьи 62 Федерального закона №79-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации №1474 о повышении квалификации также обязательны и в отношении муниципальных служащих.
Органы местного самоуправления поселений, как следует из пункта 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают полномочиями по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Полномочие администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по организации профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, определено Уставом Дракинского сельского поселения (л.д. 4-6).
Таким образом, администрацией Дракинского сельского поселения не исполняются обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации в части повышения квалификации муниципальных служащих, в связи с чем бездействие администрации Дракинского сельского поселения по неисполнению обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих ФИО1 и ФИО3 следует признать незаконным.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации, решение, действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц, если они нарушают права и свободы граждан, могут быть оспорены в суде.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неисполнение ответчиком установленных законом обязанностей по повышению квалификации муниципальных служащих нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Дракинского сельского поселения, так как исполнение обязанностей, направленных на решение вопросов местного значения муниципальными служащими, затрагивает права жителей муниципального образования.
Прокурора района Баранов А.И. в судебном заседании просил отложить исполнения настоящего решения сроком до 6-х месяцев, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований необходимо время для организации исполнения решения суда в части направления на повышения квалификации муниципальных служащих администрации сельского поселения. С данными доводами суд соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в части неисполнения возложенной на органы местного самоуправления поселений обязанности по повышению квалификации муниципальных служащих не реже одного раза в три года.
Обязать администрацию Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течение 6 (шести месяцев) после вступления настоящего решения в законную силу направить на повышение квалификации муниципальных служащих администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия путем подачи апелляционной жалобы через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин