О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-213/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 4 июня 2012 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,

истца Демкина Е.А.,

представителя ответчика – администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А., действующей на основании доверенности от 10.02.2012 г.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Демкина <Е.А.>, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

установил:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с вышеуказанным иском, указав, что Демкин <Е.А.> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>. Какого-либо закрепленного жилья он не имеет. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района от 27.10.2005 г. Демкин Е.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В силу статей 5, 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №104-З), администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями. Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Демкина Е.А. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Истец Демкин Е.А. исковое заявление полностью поддержал. Пояснил, что он является сиротой, <данные изъяты>. В настоящее время он нигде не обучается. Своего жилья не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. изложенные в исковом заявлении требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

В возражениях на исковое заявление и в своих объяснениях в судебном заседании представитель ответчика Каменева Т.А., не соглашаясь с исковыми требованиями, указала, что Демкин Е.А. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма, которые являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Так в силу статьи 6 Закона № 104-3 администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Несмотря на возложение на администрацию Торбеевского района обязанности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, обязанность по финансированию обеспечения жильем данных граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только совершение действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и приобретения (покупки) жилого помещения, а свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского района не располагает, ввиду вышеизложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.

Третье лицо – представитель Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Демкин <Е.А.> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, что подтверждается:

- свидетельством о рождении №_, согласно которому родителями Демкина Е.А. являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3 (л.д. 8).

- <данные изъяты> (л.д. 10-11).

- <данные изъяты> (л.д.9),

<данные изъяты> (л.д. 12).

Согласно справке администрации Торбеевского муниципального района № 632 от 27.04.2012 г. (л.д. 22) Демкин Е.А. остался без попечения родителей и не имеет жилья на праве личной собственности и закрепленного жилья.

По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Демкин Е.В. не имеет (л.д. 20, 21).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского района от 27.10.2005 г. Демкин Е.А. признан нуждающемся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет (л.д. 14).

<данные изъяты> (л.д. 15-16).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно частям 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно части второй статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 49 ЖК Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со статьей 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия 104-З администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделены такими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, как приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Таким образом, администрация Торбеевского района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.

Статьей 5 Закона Республики Мордовия № 104-3 определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.

Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского района Демкин Е.А. до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке. При этом, суд считает, что вопреки возражениям представителя ответчика о том, что в силу положений части второй статьи 8 Закона № 104-З обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского района возложена быть не может, вышеназванные положения законодательства не снимают с администрации Торбеевского района ответственности и обязанности исполнения государственных полномочий, определенных в статье 6 Закона № 104-З.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку, как следует из заявления Демкина Е.А. прокурору Торбеевского района Республики Мордовия от 19.04.2012 г., сам он обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите его прав в суде; отсутствием соответствующего образования для правильного оформления заявления в суд (л.д. 18), суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истца.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Демкина Е.А. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Ответчик в судебном заседании просил об отсрочке исполнения настоящего решения сроком до 4-х месяцев, поскольку в случае удовлетворения исковых требований будет необходимо время для приобретения жилья, для регистрации его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, а также для последующей его передаче истцу. Истец Демкин Е.А. и прокурор Андреева Е.А. не возражали против удовлетворения данного ходатайства.

Суд соглашается с доводами ответчика и считает, что имеются основания для отсрочки исполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения истцу сроком до 4-х месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Демкина <Е.А.>, к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течение четырех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Демкина <Е.А.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия путем подачи апелляционной жалобы через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья                        Д.И. Кандрин

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2012 года

Судья                               Д.И. Кандрин