О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-222\2012     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 14 июня 2012 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,

с участием истца Балашовой А.Н., представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменевой Т.А.,

при секретаре Алехиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балашовой <А.Н.> к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Балашова А.Н. обратилась в Торбеевский районный суд РМ с исковым заявлением к администрации Торбеевского муниципального района РМ о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по месту жительства вне очереди на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв.м.

В обоснование исковых требований указала, что она, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>

В 2003 г. Балашова А.Н. окончила обучение в <данные изъяты>. После продолжила обучение в Государственном <данные изъяты>, обучение в котором завершила в 2008 г., получив диплом бухгалтера сельскохозяйственного производства. В настоящее время обучается на <данные изъяты>.

Закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости она не имеет.

22.01.2009 Балашова А.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В судебном заседании истец Балашова А.Н. требования, изложенные в указанном заявлении, поддержала полностью по тем же основаниям, просила обязать администрацию предоставить ей по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Ответчик в лице представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменева Т.А. иск не признала, указав при этом, что Балашова А.Н. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 17.12.2010 № 104-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан. Между тем в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 8 указанного закона на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Поэтому ввиду изложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса, в указанном случае на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения. Между тем, указала что, в случае удовлетворения заявленных требований срок исполнения решения следует определить в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Поскольку реальный срок исполнения решения суда зависит от временных затрат, необходимых для приобретения имущества в муниципальную собственность для последующего предоставления по договору социального найма в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора – Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 № 104-З « Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее – органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей – сирот и лиц из числа детей сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее государственные полномочия).

Согласно статьи 5 указанного Закона РМ норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.01.2011 № 14 « О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010г. № 32» Министерство образования РМ определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования РМ является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и представлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Торбеевского района РМ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Истец закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д.18, 19, 20).

Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от _._._ г. Балашова А.Н., оставшаяся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.16).

В 2003 г. истица окончила <данные изъяты> (л.д.11-12); в 2008 г.- <данные изъяты>

<данные изъяты> (л.д.13). В настоящее время является студентом <данные изъяты> (л.д.17).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Балашова А.Н. после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении, как не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом ответчик с 2010 года наделен отдельными государственными полномочиями в силу республиканского Закона от 24.12.2010 № 104-З, в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Балашовой А.Н. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Республике Мордовия.

При этом Балашова А.Н. выполнила требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Довод представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием финансирования, на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения Балашовой А.Н., не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям. Требования в части определения срока исполнения решения суда признает обоснованными.

Поэтому, с учетом позиции представителя ответчика, а также истца относительно срока, необходимого для исполнения решения суда, в силу статьи 203 ГПК РФ, суд находит возможным, установить ответчику срок исполнения решения суда – в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Балашовой <А.Н.> к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Балашовой <А.Н.> по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек и соответствующее санитарным и техническим нормам в течение четырех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд РМ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья          В.Н. Башаева