Дело № 2-71/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Торбеево 25 февраля 2011 года
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,
с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,
представителя администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Кудяковой В.Ф.,
при секретаре судебного заседания Алехиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд РМ в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Торбеевскому муниципальному району РМ в феврале 2011 года проведена проверка состояния дорог на территории Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проверки установлено, что на автодорогах с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка Торбеевского района РМ имеется снежный накат, обработка песчано-солевой смесью, уборка и вывоз снега не осуществляется.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района РМ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьей 12 ФЗ № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно статьи 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно статьи 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно статьи 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Статьей 17 Закона определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 13 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят:
механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
погрузка и вывоз снега;
распределение противогололедных материалов;
регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.
В ходе проведенной проверки установлено, что дороги, расположенные на территории Татарско-Юнкинского сельского поселения, находятся на содержании администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района РМ.
Наличие снежного наката, снежных заносов на дорогах поселения, создает невозможность доступа аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб к жилым и административным зданиям, может повлечь причинение материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы, а также привести к дорожно-транспортным происшествиям, авариям. Указанное, является основанием для направления прокурором заявления в суд о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и принятию мер к надлежащему содержанию дорог на территории поселения.
В заявлении прокурор просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по содержанию дорог на территории поселения в зимнее время, обязать администрацию Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия принять меры к надлежащему содержанию дорог, произвести их обработку песчано-солевой смесью, организовать и провести уборку и вывоз снега с дорог на территории с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка Торбеевского района РМ.
В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. требования поддержала полностью и просила признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по содержанию дорог на территории поселения в зимнее время. Обязать администрацию Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия принять меры к надлежащему содержанию дорог, произвести их обработку песчано-солевой смесью, организовать и провести уборку и вывоз снега с дорог на территории с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка Торбеевского района РМ.
Представитель администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Кудякова В.Ф. требования прокурора признала полностью и пояснила, что меры к надлежащему содержанию дорог будут предприняты.
Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В ходе проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Торбеевскому муниципальному району РМ проверкой установлено, что на автодорогах с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка Торбеевского района РМ имеется снежный накат, обработка песчано-солевой смесью, уборка и вывоз снега не осуществляется.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 6 Устава Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения отнесено дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Татарско-Юнкинского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно статьи 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно статьи 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно статьи 34 Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьей 12 ФЗ № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 Закона определено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пункту 13 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160, в состав работ по зимнему содержанию входят:
механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
погрузка и вывоз снега;
распределение противогололедных материалов;
регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.
Согласно Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 №127-З «Об установлении границ муниципальных образований Торбеевского района, Торбеевского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района», дороги, расположенные на территории с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка входят в состав территории Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района РМ.
Суд соглашается с тем, что наличие снежного наката, снежных заносов на дорогах поселения, создает невозможность доступа аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб к жилым и административным зданиям, может повлечь причинение материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы, а также привести к дорожно-транспортным происшествиям, авариям.
В связи с этим, бездействие администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, то есть не совершение действий, выполнение которых относится к полномочиям и функциям данного органа и обязанность выполнения которых предусмотрена действующим законодательством, выразившееся в не надлежащем содержании дорог на территории Краснопольского сельского поселения Торбеевского муниципального района РМ.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации, решение, действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц, если они нарушают права и свободы граждан, могут быть оспорены в суде.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод, законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения вреда неопределенному кругу лиц.
Кроме того, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия по содержанию дорог на территории поселения в зимнее время.
Обязать администрацию Татарско-Юнкинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия принять меры к надлежащему содержанию дорог, произвести их обработку песчано-солевой смесью, организовать и провести уборку и вывоз снега с дорог на территории с. Татарские Юнки, д.Большая Ивановка Торбеевского района РМ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней.
Судья В.Н. Башаева