О возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить гражданина благоустроенным жилым помещением по месту жительства



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Торбеево 17 марта 2011 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кусковой Т.В.,

истицы Левиной Н.В.,

представителя ответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А.,

при секретаре Смирнове С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района РМ о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Н.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района РМ обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Н.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства.

В обоснование указано, что прокуратурой Торбеевского района РМ проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Левина Надежда Викторовна, _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее отец - ФИО1, умер _._._ г., мать - ФИО2, умерла _._._ г..

На основании договора передачи ребенка на воспитание в приемную семью, Левина Н.В. передана на воспитание приемным родителям, проживающим по адресу: <адрес>, где и зарегистрирована до настоящего времени, так как какого-либо закрепленного жилья не имеет.

17 апреля 2006 года Левина Н.В. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от 25 апреля 2006 она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

1 ноября 2010 года администрацией Торбеевского муниципального района РМ направлено в Правительство Республики Мордовия ходатайство о выделении Левиной Н.В. безвозмездной субсидии на приобретение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно информации Правительства Республики Мордовия от 9 ноября 2010 года №_, документы зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии под №_.

Левина Н.В. в период с _._._ г. по _._._ г. обучалась в <данные изъяты>.

В силу статьи 6 Закона РМ от 24 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.

Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Надежду Викторовну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

В представленном администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия возражении на исковое заявление указано, что Левина Н.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 17 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона, на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечения передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.

Таким образом, несмотря на возложение на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не располагает), ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского муниципального района возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Кускова Т.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила суд вынести решение о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Н.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства.

Истица Левина Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменева Т.А. не согласна с заявленными прокурором требованиями по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился.

Заслушав пояснения помощника прокурора, истицы, представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Левина Надежда Викторовна, _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

По свидетельствам о смерти, ее отец - ФИО1, умер _._._ г. /л.д. 10/, мать - ФИО2, умерла _._._ г. /л.д. 11.

_._._ г. заключен договор передачи ребенка на воспитание в приемную семью между администрацией Торбеевского муниципального района с одной стороны и приемными родителями ФИО3 и ФИО4 - с другой /л.д. 12/. По этому договору Левина Н.В. передана на воспитание приемным родителям, проживающим по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована и до настоящего времени /л.д. 9.

По сведениям Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ, зарегистрированной недвижимости Левина Н.В. не имеет /л.д. 17, 24/. Согласно представленной администрацией Торбеевского городского поселения информации, жилые помещения ей по договорам социального найма не предоставлялись.

17 апреля 2006 года Левина Н.В. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /л.д. 15/. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района РМ от 25 апреля 2006 года Левина Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /л.д. 16.

1 ноября 2010 года администрацией Торбеевского муниципального района РМ направлено в Правительство Республики Мордовия ходатайство о выделении Левиной Н.В. безвозмездной субсидии на приобретение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей /л.д. 22/. По сообщению Правительства Республики Мордовия от 9 ноября 2010 г. №_, документы зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии /л.д. 23.

Левина Н.В. в период с _._._ г. по _._._ г. обучалась в <данные изъяты> /л.д. 18.

Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения по договорам социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилья в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, а также другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения по договору социального найма, определен федеральным законодательством.

Согласно статьи 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 закона РМ от 24 декабря 2010 года № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определена норма предоставления общей площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра.

Решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района РМ от 3 марта 2009 года №102 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека /л.д. 20.

Согласно статьи 6 Закона РМ от 24 декабря 2010 года, администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Таким образом, администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений и их предоставлению по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживающих на территории Торбеевского района, жилыми помещениями.

Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства, администрацией Торбеевского муниципального района Левина Н.В. до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиты законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возраста не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку, как следует из заявления Левиной Н.В. прокурору Торбеевского района РМ, сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием родственников, которые могли бы оказать содействие в подготовке заявления в суд и защите ее прав в суде; отсутствием юридического образования и специальных познаний в области юриспруденции для правильного оформления заявления в суд; незначительного материального дохода, суд считает, что прокурор Торбеевского района РМ в пределах своих полномочий обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов истицы.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Н.В. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Левину Надежду Викторовну по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Торбеевский районный суд.

Судья

Мотивированное решение составлено 21 марта 2011 года.

Судья