О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-232/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Торбеево 25 июня 2012 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Башаева В.Н.,

с участием помощника прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреевой Е.В.,

представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Каменевой Т.А.,

при секретаре Алехиной Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов Некрасовой <В.Н.> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района РМ, действуя в интересах Некрасоовй В.Н., обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить Некрасовой В.Н. благоустроенное жилое помещение по месту жительства вне очереди на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв. м.

В обоснование исковых требований указал, что Некрасова В.Н., в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>.

<данные изъяты>.

<данные изъяты>.

В настоящее время Некрасова В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Некрасова В.Н. закрепленного жилья не имеет, что подтверждается справкой органа опеки и попечительства.

По сведениям регистрирующих органов (Торбеевского отделения филиала по Республики Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Мордовия), зарегистрированной недвижимости Некрасова В.Н. также не имеет.

В связи с этим Некрасова В.Н. обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением по поводу обеспечения жилым помещением. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района от 24 ноября 2009 г. Некрасова В.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В данном случае, по мнению прокурора, нарушаются права и законные интересы Некрасовой В.Н., поскольку прокурорская проверка проводилась по обращению Некрасовой В.Н. от 02 мая 2012 г. об оказании содействия в защите его прав и законных интересов, поэтому прокурор предъявил данный иск, используя право, предоставленное статьей 45 ГПК Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. требования, изложенные в указанном заявлении, поддержала полностью по тем же основаниям, просила обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Некрасовой В.Н. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Истец Некрасова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело без ее участия, требования, изложенные прокурором Торбеевского района РМ поддерживает в полном объеме.

Ответчик в лице представителя администрации Торбеевского муниципального района РМ Каменева Т.А. иск не признала, указав при этом, что Некрасова В.Н. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий. Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 17 декабря 2010 г. № 104-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан. Между тем в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Поэтому ввиду изложенной позиции законодателя относительно финансирования процесса, в указанном случае на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора – Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 г. № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее – органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее государственные полномочия).

Согласно статьи 5 указанного Закона Республики Мордовия, норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 января 2011 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. № 32», Министерство образования Республики Мордовия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями, в том числе и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, Министерство образования Республики Мордовия является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а администрация Торбеевского муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению и представлению жилых помещений указанной категории лиц, проживающих на территории Торбеевского района РМ.

Согласно свидетельству о рождении Некрасовой В.Н. <данные изъяты> рождения, ее отцом значится ФИО1, матерью – ФИО2 (л.д. 6).

<данные изъяты> (л.д. 9).

<данные изъяты> л.д. 10-11).

Некрасова В.Н. закрепленного жилья и зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 21, 22).

03 ноября 2009 г. она обратилась в администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 17).

Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 24 ноября 2009 г. Некрасова В.Н., оставшаяся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 18).

<данные изъяты> (л.д. 12-16, 7).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Некрасова В.Н. после достижения совершеннолетия и окончания пребывания в приемной семье, как не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом ответчик с 2010 года наделен отдельными государственными полномочиями в силу республиканского Закона от 24 декабря 2010 г. № 104-З, в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Некрасовой В.Н. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Республике Мордовия.

При этом Некрасова В.Н. выполнила требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку Некрасова В.Н. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Довод представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием финансирования, на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения Некрасовой В.Н., не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации).

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права.

Частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Некрасова В.Н. 02 мая 2012 г. обратилась к прокурору Торбеевского района Республики Мордовия с заявлением об оказании содействия в защите её прав и законных интересов в суде. Как следует из заявления Некрасовой В.Н., в связи с отсутствием жилья, она вынуждена проживать в доме бывших приемных родителей, сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности в связи с отсутствием специальных познаний в области юриспруденции для правильного оформления заявления в суд (л.д. 20).

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации.

С учетом позиции ответчика, а также представителя прокуратуры относительно срока исполнения настоящего решения, в силу статьи 203 ГПК Российской Федерации, суд находит возможным, установить срок исполнения решения суда в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Некрасовой <В.Н.> по договору социального найма вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм – не менее 33 кв. м. на состав семьи 1 человек и соответствующее санитарным и техническим нормам в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.Н. Башаева