О признании права собственности в порядке наследования на земельный участок



Дело № 2-325/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Торбеево                                 24 августа 2012 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кандрина Д.И.,

с участием истицы Чугуновой Н.И., ее представителя Виканова А.М.,

представителя ответчика – администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия - Кажаевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чугуновой <Н.И.> к администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

установил:

    Истица Чугунова Н.И. обратилась в суд с названным иском в обоснование которого указала, что ее мама ФИО1 до дня своей смерти 12.11.1992 проживала в своем доме по <адрес>. Перед своей смертью ФИО1 обратилась в Дракинский сельский совет народных депутатов с заявлением о предоставлении ей земельного участка по указанному адресу в собственность, и примерно за неделю до смерти такое свидетельство на право собственности было выдано. Она решила оформить наследственные права на спорный земельный участок, однако администрация Дракинского сельского поселения указывает на то, что свидетельство о праве собственности на земельный участок матери не выдавалось. С данным отказом она не согласна и считает, что земельный участок должен быть включен в наследственную массу. После смерти матери она фактически приняла наследство, но к нотариусу не обращалась. Ее брат ФИО4 от принятия наследства отказался, а других наследников не имеется. Просит установить факт владения на праве собственности на день смерти ее матерью ФИО1 земельным участком площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>; установить факт принятия ею наследства после смерти ФИО1; признать за ней право собственности в порядке наследования на вышеуказанный земельный участок площадью <данные изъяты>.

    В судебном заседании истица Чугунова Н.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ее мать ФИО1 до дня своей смерти постоянно проживала в <адрес>. В 2007 году дому, в котором она проживала, был присвоен адрес – <адрес>. В этом доме она жила давно. Дом располагался на земельном участке, которым она пользовалась, сажала огород, содержала сад. После смерти матери она фактически приняла наследство: в течение 6 месяцев забрала ее вещи, стала ухаживать за домом и земельным участком, сажала огород, оплачивала налоги и коммунальные платежи. К нотариусу с заявлением о принятии наследства она не обращалась, так как и так считала дом и земельный участок своим, в связи с чем владела ими как своими собственными. Ее родной брат ФИО4 от наследства отказался и на него не претендует. Других наследников не имеется, поскольку отец умер давно, а других наследников первой очереди нет. В личных документах матери он обнаружила свидетельство о праве собственности на землю, из которого следует, что ФИО1 решением исполкома Дракинского сельского Совета народных депутатов предоставлен земельный участок по <адрес>. Таким образом, полагает, что спорный земельный участок принадлежал ФИО1 на праве собственности.

Представитель истицы – Виканов А.М. исковое заявление просил удовлетворить, поддержав доводы истицы.

Представитель ответчика – администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Кажаева Т.А. не возражала против удовлетворения искового заявления. Спорным земельным участком до дня своей смерти владела ФИО1, на котором она сажала огород, содержала сад. Фактически данный земельный участок был предоставлен ей для ведения личного подсобного хозяйства. ФИО1 до дня своей смерти постоянно проживала по <адрес>. В <адрес> у нее был только этот земельный участок. Чугунова н.И. – дочь ФИО1 в течение 6 месяцев со дня смерти матери фактически приняла наследство, она ухаживала за земельным участком и домом, оплачивала коммунальные услуги. Каких-либо претензий на данный участок со стороны Дракинского сельского поселения не имеется.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4, в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Судом в силу статьи 167 ГПК Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив исковое заявление, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 _._._ г. рождения принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается следующими документами.

Согласно выписке из похозяйственной книги №3 (л.д.14) и справке администрации Дракинского сельского поселения Торбеевского района Республики Мордовия, ФИО1 принадлежит земельный участок по <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.04.2012 (л.д. 11), ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №_, по адресу: <адрес>.

Согласно архивной справке от 31.07.2012 (л.д.19), из находящихся на хранении в муниципальном архиве администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия похозяйственных книг Дракинского сельсовета Торбеевского района следует, что по <адрес> значится хозяйство ФИО1, _._._ г. рождения, которая на день смерти проживала и была прописана по указанному адресу одна.

Согласно сведениям из Торбеевского отделения Филиала по Республике Мордовия ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, в настоящее время право собственности на спорный земельный участок по <адрес> кем-либо не зарегистрировано (л.д.39).

Согласно свидетельству о праве собственности на землю (л.д.23), ФИО1 в <адрес> решением исполкома Дракинского сельского Совета народных депутатов Торбеевского района для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок.

Несмотря на наличие в данном свидетельстве подписи Председателя исполнительного комитета и гербовой печати Дракинского сельского Совета народных депутатов Торбеевского района, суд не может принять указанный документ, как единственное бесспорное доказательство того, что ФИО1 на праве собственности принадлежал спорный земельный участок площадью <данные изъяты>. Так, в данном Свидетельстве являются не заполненными все графы бланка Свидетельства, форма которого определена приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 №177. В частности не указаны номер и дата решения органа местной администрации, на основании которого ФИО1 предоставлен земельный участок, не указана площадь земельного участка, не указана дата выдачи Свидетельства и его номер.

Кроме того, по данному Свидетельству ФИО1 предоставлен земельный участок по <адрес>, тогда как в судебном заседании установлено, что ФИО1 постоянно проживала по <адрес>, наименование которой не менялось.

В то же время, суд на основании вышеприведенных документах и пояснений сторон приходит к выводу, что ФИО1 спорный земельный участок фактически был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно Решению сессии Дракинского сельского Совета депутатов Торбеевского района Республики Мордовия №21 от 31.07.2007 земельному участку, рсположенному по <адрес> присвоен адрес: <адрес> (л.д.21).

Согласно свидетельству о смерти №_, повторно выданному 14.03.2012 отделом ЗАГС администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, ФИО1 _._._ г. рождения, умерла 12.11.1992 в <адрес> (л.д. 10).

Согласно свидетельству о заключении брака №_, выданному 24.05.1984 Дракинским сельсоветом, между Архипкиной <Н.И.> _._._ г. рождения и ФИО2 заключен брак, и супруге присвоена фамилия – Чугунова.

Согласно свидетельству о рождении №_, выданному _._._ г. Дракинским сельсоветом Торбеевского района МАССР, Архипкина <Н.И.> родилась _._._ г., ее матерью указана ФИО1 (л.д.7).

Как следует из копии наследственного дела №100/2012 на имущество ФИО1, умершей 12.11.1992, ФИО4 - сын ФИО1 (л.д.38) отказался от наследства после смерти матери (л.д.37) Другие наследники с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались.

Свидетель ФИО10 пояснила, что является женой ФИО4 ей известно, что до дня смерти ФИО1 – мать супруга, постоянно проживала в с. Дракино, где у неё был дом и земельный участок. После ее смерти за земельным участком и домом стала ухаживать сестра ФИО4 – Чугунова Н.И.

Таким образом, судом установлено, что Чугунова Н.И. является наследницей к имуществу ФИО1 первой очереди, роме которой с заявлением о принятии наследства в настоящий момент никто не обращался.

Из статьи 35 Конституции Российской Федерации следует, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

На основании части 2 статьи 218 ГК Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьей 1113 ГК Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно статье 1111 ГК Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В соответствии частью 1 статьи 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно статье 1154 ГК Российской Федерации, наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.

Согласно пункту 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

В судебном заседании установлено, что после смерти 12.11.1992 ФИО1, её дочь – истица Чугунова Н.И. приняла наследство, вступив в фактическое владение жилым домом и земельным участком.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального Закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может представляться в частную собственность.

Учитывая изложенное, в соответствии с вышеприведенными нормами, суд считает, что требования истицы Чугуновой Н.И. о признании права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Данное решение, в соответствии со статьями 17, 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является основанием для регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Чугуновой <Н.И.> удовлетворить.

установить факт владения на праве собственности на день смерти 12 ноября 1992 года ФИО1 _._._ г. рождения земельным участком площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Установить факт принятия Чугуновой <Н.И.> наследства после смерти 12.11.1992 ФИО1.

Признать за Чугуновой <Н.И.> _._._ г. рождения право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке через Торбеевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                         Д.И. Кандрин

Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2012 года.

Судья                                         Д.И. Кандрин