О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства



Дело № 2-344/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Торбеево 19 сентября 2012 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Байшев А.К.,

с участием прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Баранова А.И.,

представителя ответчика - администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Нужиной А.В.,

при секретаре Шеркуновой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Торбеевского района Республики Мордовия о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Светлова С.С. благоустроенным жилым помещением по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия обратился в Торбеевский районный суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации с заявлением о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Светлова С.С. благоустроенным жилым помещением по месту жительства.

В обоснование указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Светлов <С.С.> _._._ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>.

<данные изъяты>

В 2004 году Светлов С.С. окончил обучение в <данные изъяты>.

Светлов С.С. какого-либо закрепленного жилья не имеет.

В связи с этим Светлов С.С. обратился в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением по поводу обеспечения жилым помещением. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 19 апреля 2007 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями.

Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно 33 кв.м.

В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Светлова <С.С.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

В представленных в суд возражениях на исковое заявление администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия указывает, что не согласна с заявленными прокурором требованиями по следующим основаниям. Светлов С.С. действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», администрация муниципального района наделена государственными полномочиями по приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 8 указанного закона, на исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия возложена обязанность обеспечения передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.

Таким образом, несмотря на возложение на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы исполнительной власти Республики Мордовия. Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения /покупки/ жилого помещения /свободным муниципальным жилищным фондом администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия не располагает/, ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на администрацию Торбеевского муниципального района возложена быть не может.

В судебном заседании прокурор Торбеевского района Республики Мордовия Баранов А.И. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил суд вынести решение о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Светлова <С.С.> благоустроенным жилым помещением по месту жительства.

Истец Светлов С.С. в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить его благоустроенным жилым помещением по месту жительства, поддержал в полном объеме.

Представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Нужина А.В. не согласна с заявленными прокурором требованиями по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Заслушав пояснения прокурора, представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Светлов <С.С.> _._._ г. рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

<данные изъяты> /л.д. 6.

<данные изъяты> /л.д. 8.

Согласно справки администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия № 1242 от 22 августа 2012 /л.д. 18/, Светлов С.С. собственного жилья не имеет.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Торбеевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, зарегистрированной недвижимости Светлов С.С. не имеет /л.д. 16, 17.

Светлов С.С. обращался в администрацию Торбеевского муниципального района с заявлением о постановке его на очередь для получения жилья как сироты, и не имеющего собственного жилья. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 19 апреля 2007 года Светлов С.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий /л.д. 9.

Светлов С.С. в 2009 году окончил <данные изъяты> /л.д. 11.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки /попечительства/, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 этого закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По смыслу приведенных правовых норм, основанием возникновения
права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых
помещениях, является наличие хотя бы одного    из следующих юридических фактов: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания указанной категории лиц в любом образовательном учреждении, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Согласно статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

В силу статьи 5 вышеуказанного Закона Республики Мордовия норма предоставления общей площади жилого помещения составляет не менее 33 квадратных метра.

Лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Приведенные положения законодательства администрацией Торбеевского муниципального района, которая наделена государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений для указанной категории лиц, проживающих на территории Торбеевского района Республики Мордовия, не исполняются, подтверждением чего является то обстоятельство, что Светлов С.С. до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением по месту жительства во внеочередном порядке.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сами обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку проверка проводилась по обращению Светлова С.С. к прокурору о защите его законных интересов, как следует из его заявления от 16 июля 2012 года, сам он обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности, так как проживает и работает в городе Санкт-Петербург /л.д. 12-15/, суд считает, что прокурор Торбеевского района Республики Мордовия в пределах своих полномочий обратился с иском в защиту прав и законных интересов истца.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Светлова С.С. по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика против указанного иска - необоснованными.

Срок исполнения настоящего решения, с учетом мнений представителей истца и ответчика, определяется в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождается.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Светлова <С.С.> по месту жительства вне очереди благоустроенным жилым помещением на состав семьи - 1 человек, не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2012 года.

Судья