Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ст.6.3 КоАП РФ



     №5-13/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п. Торбеево                               05 октября 2011 года

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Кандрин Д.И.,

при секретаре судебного заседания Спириной О.Н.,

с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском муниципальном, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Байшевой Н.Г.,

лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Щелкаевой Ольги Геннадтевны, _._._ г. рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>,

рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении Щелкаевой Ольги Геннадьевны,

установил:

В Торбеевский районный суд Республики Мордовия поступил административный материал о совершении инспектором по кадрам ООО «МАПО «Торбеево» Щелкаевой О.Г. правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из протокола об административном правонарушении №479 от 26.09.2011 г.., составленного главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском муниципальном, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Байшевой Н.Г., следует, что 26.09.2011 г. в 10.00 час. в ООО «МАПО «Торбеево», расположенного по адресу: п. Торбеево, ул. Сельхозтехника, 50, не обеспечено своевременное прохождение периодического медицинского обследования работниками: водителем ФИО2, принятого на работу 18.01.2010 г., последний медицинский осмотр которого проведен в 2001 году; кассиром ФИО1, принятой на работу 11.05.2005 г., последний медицинский осмотр которой проведен в 2009 году; трактористом ФИО3, принятого на работу 23.04.2009 г., последний медицинский осмотр которого проведен в 2008 году. Щелкаева О.Г. принята на работу в ООО «МАПО «Торбеево» на основании приказа №43 от 02.05.2007 г. на должность инспектора по кадрам и приказом №10 от 14.01.2011 г. назначена ответственным лицом за прохождение медицинского осмотра. В соответствии с п. 15 гл. 2 должностной инструкции инспектора по кадрам ООО «МАПО «Торбеево» от 02.05.2007 г. Щелкаева О.Г. несет ответственность за прохождение ежегодного медицинского осмотра работниками. Таким образом, Щелкаева О.Г. допустила нарушения пунктов 1-4 статьи 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения « №52-ФЗ от 30.03.1999 г.; пунктов 1.2, 1.3, 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; пункта 17 приложения №2, пунктов 1-2 подпункта 3.1, 3.2, 3.3 пункта 3 приложения №3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 г. №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)»; пункта 12 приложения №2 приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 №555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»; пунктов 6.2.2, 6.2.3 приложения №1 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.03.1996 №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», то есть совершила правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП Российской Федерации.

В судебном заседании главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Ковылкинском муниципальном, Зубово-Полянском, <адрес>х Байшева Н.Г. пояснила, что в ходе проведения проверки соблюдения ООО «МАПО «Торбеево» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения были выявлены нарушения, допущенные инспектором по кадрам данного предприятия Щелкаевой О.Г., которые нашли свое отражение в протоколе по делу об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Щелкаева О.Г., в судебном заседании пояснила, что она неоднократно в устной форме предупреждала работников предприятия ФИО2, ФИО1 и ФИО3 о необходимости прохождения медицинских осмотров. Руководству предприятия она также докладывала в устной форме по данному факту. Она является единственным работникам кадровой службы предприятия, на котором работает примерно 270 человек. При приеме на работу ФИО3, ФИО1 и ФИО2 первоначальный медицинский осмотр не проходили, решение о приеме их на работу принимало руководство предприятия.

Исследовав представленные материалы, заслушав пояснения Щелкаевой О.Г., представителя Роспотребнадзора, суд полагает, что в судебном заседании установлены факты нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленные в деятельности ООО «МАПО «Торбеево».

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Согласно пункту 2.13 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03, утвержденных 23.05.2003 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 указанных правил, данные санитарные правила являются нормативно-правовым документом, определяющим гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих. Требования Санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно подпункту 12 Приложения №2 Приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 №555 водители автотранспортных средств и тракторов подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру при поступлении на работу, а также периодическому осмотру 1 раз в год.

Согласно пункту 17 Приложения №2 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 г. №83 работы по непосредственному управлению транспортными средствами, относятся к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Согласно положениям пункта 3 приложения №3 к вышеуказанному Приказу периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Данные нарушения подтверждаются не только протоколом об административном правонарушении №479 от 26.09.2011 г., но и следующими доказательствами:

- справкой из МУЗ «Торбеевская центральная районная больница» о том, что работники МАПО ФИО2, ФИО1, ФИО3 последний раз прошли медицинский осмотр соответственно в 2001 г., в 2009 г., в 2008 г., то есть более 2 лет назад (л.д.16),

- выпиской из приказов №5 от 18.01.2010, №27 п.3 от 23.04.2009 г., № 18 п.2 от 11.05.2005 о приеме на работу в ООО «МАПО «Торбеево» соответственно работников ФИО2 в качестве водителя, ФИО3 в качестве тракториста, ФИО1 в качестве кассира (л.д.35, 36, 37),

- в своих объяснениях ФИО2, ФИО1 и ФИО3 подтвердили факт не прохождения ими медицинских осмотров (л.д.38, 39, 40).

Статьей 6.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от 500 до 1000 рублей.

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении Щелкаева О.Г. привлечена к административной ответственности именно как должностное лицо предприятия в связи с тем, что вопреки своих должностных обязанностей, закрепленных в должностной инструкции, она не обеспечила прохождение медицинских осмотров работниками предприятия. При этом, суд исходит из того, что как гражданин (физическое лицо) лично Щелкаева О.Г. каких-либо нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не допустила.

Изучив представленные материалы, суд к приходит к выводу о том, что Щелкаева О.Г. не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, поскольку не является должностным лицом, понятие которого закреплено в примечании к статье 2.4 КоАП Российской Федерации.

Так, согласно примечания к статье 2.4 КоАП Российской Федерации под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Действительно, согласно пункта 15 должностной инструкции инспектора по кадрам ООО «МАПО «Торбеево», с которой Щелкаева О.Г. ознакомлена 02.05.2007 г., она несет ответственность за прохождение ежегодного медицинского осмотра работниками, а приказом №10 п.3 от 14.01.2011 г. Щелкаева О.Г. назначена ответственной за прохождение медицинского осмотра.

Из содержания данной должностной инструкции не следует, что Щелкаева О.Г. наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по отношению к работникам предприятия. Из должностной инструкции также не следует, что Щелкаева О.Г. обладает какими-либо властными полномочиями по отношению к работникам ООО «МАПО «Торбеево», обладает возможностями по привлечению нарушителей трудового, санитарно-эпидемиологического или иного законодательства к дисциплинарной или иной ответственности. Как следует из должностной инструкции Щелкаева О.Г. как инспектор по кадрам отнесена к категории специалистов, что также, по мнению суда, указывает на то, что она не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Суд считает, что указание в должностной инструкции на то, что она несет ответственность за прохождение ежегодного медицинского осмотра работниками, не свидетельствует о том, что она подлежит ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП Российской Федерации как должностное лицо.

Более того, суд учитывает и то обстоятельство, что приказ №10 п.3 от 14.01.2011 г. о назначении Щелкаевой О.Г. ответственной за прохождение медицинского осмотра, не конкретизирует, за прохождение какого именно медицинского осмотра (периодического, персонального и т.д.) и прохождение его кем именно, Щелкаева О.Г. назначена ответственной.

Таким образом, Щелкаева О.Г. в данном случае не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, что указывает на отсутствие в ее действиях состава данного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении о совершении Щелкаевой Ольгой Геннадьевной правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и второй статьи 23.1, статьями 29.9-29.11 КоАП Российской Федерации, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении о совершении Щелкаевой Ольгой Геннадьевной, _._._ г. рождения, правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации прекратить на основании пункта 2 части первой статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.

Судья          Д.И. Кандрин