Дело № 2-ххх/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Латушкиной Е.В., при секретаре Л., с участием помощника прокурора Альянова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки хх июня 2010г. гражданское дело по иску прокурора г.Топки к Ж. о взыскании стоимости социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставленной по государственному жилищному сертификату, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Топки обратился в суд с иском в защиту интересов государства к Ж. о взыскании стоимости социальной выплаты на приобретение жилого помещения – государственного жилищного сертификата-свидетельства. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г.Топки была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении жильем семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку, в рамках реализации целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». По результатам проведенной проверки установлено, что военнослужащему Ж. в 2000г. был выдан государственный жилищный сертификат-свидетельство №хххх о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения для него и его семьи, в соответствии с которым Ж. из федерального бюджета была предоставлена указанная субсидия в размере 203580 руб. С целью реализации права на приобретение жилого помещения в рамках вышеуказанной целевой программы в 2000г. Ж. приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <--->. Однако в ходе проверки также было установлено, что до получения Ж. сертификата-свидетельства его жене Ж.А., также являющейся военнослужащей, тоже был выдан аналогичный сертификат на приобретение жилья для нее и ее семьи, т.е. в том числе и для Ж. Право на приобретение жилого помещения было реализовано Ж.А. путем приобретения жилья по адресу: <--->. Поскольку действующее на момент получения Ж. сертификата-свидетельства законодательство не предусматривало возможность выдачи на одну семью военнослужащих более одного сертификата, получение ответчиком государственного жилищного сертификата-свидетельства № хххх о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения и его реализация произведены с нарушением закона. В связи с изложенным просит суд взыскать с Ж. в доход федерального бюджета стоимость социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставленной по вышеуказанному государственному жилищному сертификату, в размере 203580 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 281013 руб. 91 коп. В судебном заседании помощник прокурора Альянов А.В. исковые требования поддержал. Ответчик Ж., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Е., действующая на основании доверенности от 20.01.2010г., с заявленным иском в части взыскания стоимости социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме 203580 руб. не согласна, исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 281013 руб. 91 коп. считает завышенными, т.к. они превышают сумму основного долга, что противоречит законодательству. При этом факт получения Ж. сертификата-свидетельства № хххх о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения и факт приобретения квартиры по данному сертификату не оспаривала. Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд, заслушав помощника прокурора Альянова А.В., представителя ответчика Е., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 20.01.2998г. № 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" утверждена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» (далее - Программа), направленная на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Данной программой установлен основной механизм обеспечения жильем указанных категорий граждан и определены основные источники финансирования программных мероприятий. Программой предусмотрено, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют определенные категории граждан, в том числе и военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Применительно к указанной Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения; проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Безвозмездная субсидия гражданам указанных категорий, принявшим решение участвовать в Программе (далее именуются - граждане - участники Программы), предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности. Право на получение и использование безвозмездной субсидии на приобретение жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом - свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Государственный жилищный сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилого помещения. Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Программы. В соответствии с п.9,10 «Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемым военнослужащим, увольняемым с военной службы…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.03.1999г. № 351 (в ред. от 29.09.1999), получатель сертификата информируется об условиях реализации Программы и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата. Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Судом из пояснений представителей сторон, письменных материалов дела установлено, что по окончанию военной службы ответчику Ж. в ноябре 2000г. был выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 203580 руб. из расчета на семью, состоящую из 3-х человек (л.д.25-26,29-30). Право на приобретение жилого помещения было реализовано Ж. 14.11.2000г. путем приобретения 3-хкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <--->. Данная квартира приобретена ответчиком и членами его семьи – супругой Ж.А. и дочерью Ж.С. в равную долевую собственность по 1/3 доли (копия договора купли-продажи от 14.11.2000г.). Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ранее, а именно в 1999г., супруге ответчика Ж.А., также являющейся военнослужащей, при увольнении из армии был выдан государственный жилищный сертификат на сумму 201600 руб. из расчета на семью, состоящую из 4 человек (л.д.6, 42,65). По данному сертификату Ж.А. в сентябре 1999г. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <--->. Таким образом, учитывая, что супругой ответчика Ж.А. государственный жилищный сертификат был получен и реализован ранее даты выдачи Ж. аналогичного сертификата, то на момент получения ответчиком государственного жилищного сертификата его семья уже не имела статус нуждающейся в улучшении жилищных условий и, как следствие, не имела прав на получение данного сертификата. При этом то обстоятельство, что на момент выдачи ответчику указанного сертификата он не проживал совместно со своей супругой, поскольку фактически брачные отношения в тот период времени между ними были прекращены, и не знал о получении супругой сертификата на всех членов семьи, суд не может принять во внимание, т.к. на момент получения сертификатов брак между Ж-ми расторгнут не был, а ответчик получил сертификат также на себя и членов своей семьи. Поскольку в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и членам их семей право на обеспечение жилой площадью, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования, предоставляется один раз, получение Ж. государственного жилищного сертификата-свидетельства № хххх о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения и его реализация являются незаконными. Таким образом, требования прокурора г.Топки в части взыскания с ответчика денежной суммы в размере 203580 руб., предоставленной ему по государственному жилищному сертификату в качестве безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Разрешая требование прокурора г.Топки о взыскании с Ж. процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 281013 руб. 91 коп. суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1, 3 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с хх.хх.2000г. по хх.хх.2009г., суд считает исчисленную сумму процентов в размере 281013 руб. 91 коп. явно несоразмерной последствиям, возникшим вследствие неосновательного получения Ж. безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату. Критерием несоразмерности в данном случае суд считает соотношение суммы денежной субсидии – 203 580 руб. с суммой процентов за пользование чужими денежными средствами – 281 013 руб. 91 коп. Учитывая компенсационную природу процентов, суд применительно к статье 333 Кодекса вправе уменьшить ставку процентов, взыскиваемых в связи с просрочкой исполнения денежного обязательства (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 (ред. от 04.12.2000) "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"). Принимая во внимание изложенное, учитывая то обстоятельство, что истец является инвалидом 2 группы, единственным источником его дохода является пенсия, суд считает возможным на основании ст.333 ГК РФ уменьшить размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика, до 80 000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Ж. в доход федерального бюджета денежные средства за необоснованно полученный государственный жилищный сертификат по подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" в сумме 203580 (Двести три тысячи пятьсот восемьдесят) руб. Взыскать с Ж. в доход федерального бюджета проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 80000 (Восемьдесят тысяч) руб. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Латушкина Е.В.