обеспечение надлежащей охраны



Дело № 2-636/10                                                           

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В. В., при секретаре Балмасовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 05 августа 2010 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора … к Обществу с ограниченной ответственностью «Ч.К.» о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

И.о прокурора … обратился в суд с иском к  Обществу с ограниченной ответственностью «Ч.К.» (далее по тексту – ООО «Ч.К») о понуждении к действиям.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой … проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму. Установлено, что ООО «Ч.К» осу­ществляет негосударственную (частную) охранную деятельность на основании лицензии от … № …, т.е. является юридическим лицом с особыми ус­тавными задачами. На основании ст. 3 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также в соответствии с Уставом основными видами деятельности ООО «Ч.К» являются, в том числе:

1. защита жизни и здоровья граждан;

2. охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, опера­тивном управлении или доверительном управлении на законном основании;

3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств ох­ранно-пожарной сигнализации (при наличии соответствующей лицензии);

4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам пра­вомерной защиты от противоправных посягательств;

5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В своей деятельности ООО использует 10 единиц огнестрельного ору­жия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», милиция в Российской Федерации - сис­тема государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделен­ных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законо­дательством.

В соответствии со ст. 7 Закона № 1026-1 милиция в Российской Федера­ции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В соответствии со ст. 9 Закона № 1026-1 основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, об­щественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, вы­явление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.д.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения мили­ции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. На поднадзорной территории – Отдел вневедомственной охраны отдела внутренних дел ….

С целью осуществления задач, возложенных на милицию общественной безопасности Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внут­ренних дел.

В соответствии с п. 7 Перечня объектов, комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами подлежит обязательной ох­ране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внут­ренних дел Российской Федерации, в данном случае – ОВО.

Проверкой установлено, что между ООО и ОВО заключен договор № … от … на централизованную охрану комнаты хранения оружия. По условиям договора комната хранения оружия оборудована охранной сигна­лизацией с выводом на пульт централизованного наблюдения ОВО с временем охраны с 23 до 06 часов в рабочие, выходные и праздничные дни.

Из существа договора следует, что с 06 до 23 часов охрана комнаты ору­жия ООО силами и средствами ОВО не осуществляется, что не соответствует требованиям, изложенным в ст. 9 Закона 1026-1 и п. 7 Распоряжения Прави­тельства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р и является недопусти­мым, т.к. может повлечь наступление негативных последствий, связанных, в том числе, с проявлениями террористического характера.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие фе­деральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Феде­рации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного са­моуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) лик­видации последствий проявлений терроризма и т.д.

В соответствии со ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Фе­дерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению тер­роризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терро­ризма.

Считает что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р утвердившее перечень объектов, подлежащих обязатель­ной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, в первую очередь, призвано обеспечить разработку и осущест­вление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвида­цию последствий проявлений терроризма, в том числе, на объектах обладаю­щих определенной спецификой.

В нарушение перечисленных требований законодательства руково­дством ООО не обеспечена надлежащая охрана комнаты хранения оружия си­лами и средствами специализированной организации (ОВО), т.е. ежедневно с 06 час. до 23 час. охрана комнаты хранения оружия ООО отделом вневедомст­венной охраны ОВД … не осуществляется, что представ­ляет потенциальную опасность (угрозу) совершения в отношении оружейного арсенала организации преступных проявлений, в том числе, террористической направленности.  

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся контроль за соблюдением законодательства.

Перечисленные выше нарушения при организации охраны комнаты хра­нения оружия, выявленные в деятельности ООО (отсутствие ежедневной ох­раны в период времени с 06 час. до 23 час.) нарушают права и интересы Рос­сийской Федерации, поскольку в данном случае имеет место неисполнение (иг­норирование) норм действующего федерального законодательства.

Просит суд признать бездействие ООО «Ч.К», расположенного по адресу: … по не обеспечению надлежащей охраны комнаты хранения оружия силами и средствами отдела вневедомственной охраны ОВД … не­законным. Обязать ООО «Ч.К» в срок до 01.08.2010 заключить договор на круглосуточную охрану комнаты хранения оружия силами и средствами подразделения вневедомственной охраны при ор­гане внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора … Альянов А.В. – требования уточнил, просил суд обязать ООО «Ч.К» в срок до 01.09.2010 заключить договор на круглосуточную охрану комнаты хранения оружия силами и средствами отдела вневедомственной охраны при ОВД ….

Представители ответчика – директор ООО «Ч.К» Г.П.В., Г.Т.В., действующая на основании доверенности № … от … года, с исковыми требованиями не согласились.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 31.05.2010) "Об оружии" (принят ГД ФС РФ 13.11.1996) к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», основными видами деятельности частных охранный предприятий, в том числе, являются:

1. защита жизни и здоровья граждан;

2. охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, опера­тивном управлении или доверительном управлении на законном основании;

3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств ох­ранно-пожарной сигнализации (при наличии соответствующей лицензии);

4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам пра­вомерной защиты от противоправных посягательств;

5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Вышеназванные виды деятельности указаны и в Уставе ООО «Ч.К», а также в лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности л.д. 6-28).

При этом, ООО «Ч.К» при осуществлении своей деятельности использует служебное оружие, хранение которого осуществляется в комнате хранения оружия. Данные обстоятельства представителями ответчика не оспаривались.

Поскольку, как установлено судом, ООО «Ч.К» является организацией, на которую законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, суд приходит к выводу, что ООО «Ч.К» является юридическим лицом с особыми уставными задачами.

Ссылка представителей ответчика на ст. 12 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ  "Об оружии" в данном случае необоснованна, поскольку данная норм закона не исключает частные охранные предприятия из списка юридических лиц с особыми уставными задачами, а только очерчивает круг лиц, которые могут в своей деятельности при определенных условиях использовать отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внут­ренних дел.

Судом установлено, что между ООО «Ч.К» и ОВО при ОВД … заключен договор № … от … на централизованную охрану комнаты хранения оружия. По условиям договора комната хранения оружия оборудована охранной сигна­лизацией с выводом на пульт централизованного наблюдения ОВО со временем охраны с 23 до 06 часов в рабочие, выходные и праздничные дни л.д. 32-35).

Из существа договора следует, что с 06 до 23 часов охрана комнаты ору­жия ООО «Ч.К» силами и средствами ОВО не осуществляется, что не соответствует требованиям, изложенным в п. 7 Перечня, утвержденного Распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р.

Пункт 7 Перечня содержит перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны – комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами и на объектах, подведомственных Минприроды России. При этом, по своей юридической конструкции данная норма не допускает иного, не буквального толкования – охране подлежат комнаты хранения всех без исключения юридических лиц с особыми уставными задачами, независимо от наличия у них лицензии на монтаж и эксплуатацию средств охранно-пожарной сигнализации, либо других обстоятельств.

Доводы представителей ответчика о том, что в соответствии с абзацем пятым п. 169.6 "Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"), утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны суд находит необоснованными, поскольку данная инструкция в части, позволяющей частным охранным предприятиям осуществлять охрану комнат для хранения оружия противоречит п. 7 Перечня объектов, утвержденных Распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 02.11.2010 № 1629-р.

При этом, по мнению суда в данном случае применению подлежит именно Распоряжение Правительства, поскольку оно обладает большей юридической силой, что следует из анализа ст. 4 ГК РФ предусматривает, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Таким образом, оба нормативных акта (Распоряжение Правительства и Приказ МВД) относятся к подзаконным нормативным актам и их юридическая сила должна определяться по положению и компетенции органа, их принявшего.

Распоряжение принято Правительством РФ и подписано его председателем. Приказ МВД РФ является ведомственным нормативным актом, а поскольку МВД РФ входит в структуру Правительства РФ, то такой подзаконный нормативный акт не должен противоречить не только Конституции РФ, законам и указам Президента, но и постановлениям (распоряжениям) Правительства.

Поскольку судом установлено и не оспаривалось сторонами, что охрана комнаты хранения оружия, принадлежащей ООО «Ч.К» в период времени с 06 до 23 часов силами подразделений вневедомственной охраны при ОВД … не осуществляется, ООО «Ч.К» добровольно договор на круглосуточную охрану не заключило, суд считает бездействие ООО «Ч.К» в данной части незаконным и приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на ООО «Ч.К» по заключению соответствующего договора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие ООО «Ч.К» по не обеспечению надлежащей охраны комнаты хранения оружия силами и средствами отдела вневедомственной охраны ОВД ….

Обязать ООО «Ч.К» в срок до … года заключить договор на круглосуточную охрану комнаты хранения оружия силами и средствами отдела вневедомственной охраны ОВД ….

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий В. В. Казачков

Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.2010 года.

Решение в законную силу не вступило.