о понуждении к действию



Дело 2-ххх/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                            «хх» июля 2010 года.

         Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре Одинцовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки гражданское дело по иску Ф. к А. о понуждению к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Ф. обратилась суд с иском к а. о понуждении к действию, свои требования мотивируя тем, что на основании распоряжения а.  №  ххх от хх.хх.хххх г., как круглая сирота и без опекуна была направлена в детское государственное учреждение. После помещения в государственное учреждение распоряжением а. от хх.хх.ххххг. № ххх была поставлена на учет на получение внеочередного предоставления жилой площади как сирота. Однако до настоящего времени жилое помещение Ф. не предоставлено.

Просит суд обязать а. предоставить ей изолированное благоустроенное жилое помещение, не ниже установленных социальных норм.    

         Истица Ф. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

         Представитель ответчика – П., действующая на основании доверенности от хх.хх.хххх г. № ххххх/х, в судебном заседании разрешение требований оставила на усмотрение суда.

         Представитель третьего лица на стороне ответчика – О. –Д., действующая на основании доверенности от хх.хх.ххххг.  № хх-хх/ххх с требованиями истицы согласна.

         Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

         Согласно ч.1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей ……., защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей……, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

         Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – ч.2 ст.122 СК РФ.

         Орган опеки попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о детях указанных в п.1 ст.121 СК РФ обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

  Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, под опеку, попечительство или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждении  – ч.1 с.т.123 СК РФ.

         Согласно ч.4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

  Согласно ч.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством -  п.4 ч.1 ст. 148 СК РФ.

         Согласно ст. 8 ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,….. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

         Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

           Часть 1 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  гласит – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, ……. жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом.

         Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст. 2 Закона.

         Для обеспечения лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область,

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область,

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории РФ.

            В силу ч.1 ст. 2 данного закона принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

       Судом установлено, что Ф., хх.хх.хххх года рождения, уроженка гор. Ххххххххххх является круглой сиротой л.д.9).

Распоряжением а.  №  ххх от хх.хх.хххххг., как круглая сирота и без опекуна была направлена в детское государственное учреждение л.д.14).

На основании распоряжения а. от хх.хх.хххх г. № хххх Ф.   -  как круглая сирота была поставлена на учет получение жилой площади л.д.5).

Однако, до настоящего времени Ф. как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющее право на внеочередное предоставление жилого помещения, жильем не обеспечена.

         Таким образом, игнорируя требования ст. 8  ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996г, ст.1-3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006г №67-ОЗ, а. не учли, что Ф. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья.

      Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что А., должным образом не исполнила свои должностные обязанности, предусмотренные ст. 148 СК РФ.

                                                                                                                   Согласно требованиям, указанным в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.06.1999г. № 244\26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» - рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждение жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних, то есть, в данном случае на А.

Часть 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

      В силу п.2 ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в РФ относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

      Таким образом, непредоставление а. жилого помещения Ф. противоречит требованиям федерального законодательства, что свидетельствует о нарушении интересов РФ в силу своих полномочий определившей нормы и правила в сфере защиты жилищных прав лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Руководствуясь ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Обязать а. предоставить Ф., хх.хх.хххх года рождения, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изолированное благоустроенное жилое помещение, не ниже установленных социальных норм.

      Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий О.А. Васенина

Мотивированное решение составлено хх.08.2010г.