Дело № 2-622/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Гордиенко А.Л., при секретаре Шеллер Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки 27 июля 2010 года гражданское дело по иску Бывалец Т.А. к У РФ (государственное учреждение) в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что 23 марта 2010 года она обратилась в У РФ в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Однако, 24.06.2010 ей был вручен протокол заседания комиссии УПФР в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 24.06.2010 № 132 с решением об отказе в реализации ее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Согласно пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона - женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Записи в трудовой книжке и справки о стаже работы подтвержден стаж работы 12 лет 9 месяцев 16 дней в районах Крайнего Севера, дающий право на пенсию на льготных условиях, а также страховой стаж более 20 лет. В период проживания в районах Крайнего Севера у нее в зарегистрированном браке родился: сын Бывалец Д., ххх года рождения; сын Бывалец Е., ххх года рождения. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях. Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Однако, комиссии УПФР в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области при рассмотрении поданного ее заявления от 23.03.2010 о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ неправомерно отказала в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода с ххх по ххх - времени отпуска по уходу за ребенком, тем самым уменьшен специальный стаж до ххх. Истица Бывалец Т.А. просит признать решение комиссии УПФР в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области об отказе в назначении Бывалец Т.А. досрочной пенсии по старости в соответствии с пп 2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ незаконным, обязать УПФР в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области включить период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с ххх года по ххх года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ххх. В судебном заседании истица Бывалец Т.А., ее представитель П. поддержали исковые требования полностью. В судебном заседании представитель ответчика У РФ в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области - Г., действующая на основании доверенности от 21.07.2010г. №4, пояснила, что УПФР в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области не согласно с заявленными требованиями истицы по следующим основаниям. Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно пп.2 п.1 ст.23 Закона, право на досрочное установление пенсии предоставляется женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Однако, как следует из представленных документов, Бывалец Т.А. с ххх года по ххх год находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Указанный период не может быть включен в специальный трудовой стаж. В связи с внесением изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, вступивших в силу с 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Так, согласно абз. 5 ст. 167 КЗоТ РСФСР отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). При этом, учитывая конституционно-правовой смысл норм постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.2002 года, может производиться по нормам пенсионного законодательства, действовавшего на 31.12.2001 год - Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В целях реализации отдельных норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, было принято Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5. Пунктом 21 названного Разъяснения определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 по отношению к пенсиям на льготных условиях (ст. ст. 12, 78, 78 Закона Российской Федерации от 20.11.1990). Вопрос о зачете в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком в соответствии со ст. 79, 80, 81, 82 Закона от 20.11.1990 решался применительно к названному Разъяснению, поскольку этими нормами также регулировался порядок пенсионного обеспечения по сути «на льготных условиях». Вместе с тем, Разъяснение от 22.05.1996 № 5 не конкретизировало нормы о продолжительности отпуска по уходу за ребенком (до 1,5 лет, либо до 3 лет), т.к. в соответствии со статьей 167 КЗоТ, утвержденного в 1971 г. (в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1), по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (а не трех лет) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Так же ст. 167 КЗоТ предусматривала, что кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством. То есть за этот период уже не выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию. При этом п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (абз. 2 п. 7). Данное Разъяснение от 29.11.1989 № 23/24-11 не утратило силу и применимо в части, не противоречащей действующему законодательству. Учитывая вышеизложенное, спорный период засчитать в специальный стаж Бывалец Т.А. нет законных оснований. На дату обращения за назначением пенсии (ххх год) специальный стаж истицы составил ххх, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. В связи с этим решение Комиссии ответчика от 24.06.2010 года № 132 отказе в назначении истице досрочной пенсии является законным и обоснованным. Суд, заслушав истца Бывалец Т.А., ее представителя П., представителя ответчика Г., исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что 23 марта 2010 года Бывалец Т.А. обратилась в У ФР в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Согласно пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона - женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При подаче заявления в Пенсионный фонд о досрочном назначении трудовой пенсии Бывалец Т.А. были подтверждены условия для назначения досрочной пенсии по старости, а именно: копией паспорта, подтвержден ее возраст – 50 лет (на 24.03.2010г.); копиями свидетельств о рождении детей, подтверждено рождение 2-х детей; надлежащими оформленными записями в трудовой книжки и справки Центра занятости населения, подтвержден страховой стаж более 20 лет. Достоверность предоставленных документов пенсионный фонд не оспаривает. Между сторонами возник спор по специальному стажу, а именно по включению в стаж работы в районе Крайнего севера в г. Норильске времени нахождение в отпуске по уходу за ребенком с полутора до трех лет с ххх по ххх. То что г. Норильск является районом Крайнего севера подтверждено внесением данного города в Перечень районов Крайнего севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983г. №12. В период проживания в районах Крайнего Севера у Бывалец Т.А. родился: сын Бывалец Д., ххх года рождения; сын Бывалец Е., ххх года рождения. Период предоставления Бывалец Т.А. отпуска по уходу за ребенком подтверждаются справкой ОАО «Н», выданной ххх № ЗФ-50-02/Б-1101: с ххх года по ххх года - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с ххх года по ххх года - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Ребенок достиг возврата полутора лет 14.10.1991г. Из данных о страховом стаже, предоставленных УПФР в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области л.д. 63) следует, что страховой стаж Бывалец Т.А. составляет хххх, специальный стаж составляет ххх (с … г. по … г., с … г. по … г, с … г. по … г., с … г. по … г., с … г. по … г., с … г. по … г.), при этом в специальный стаж не включен период нахождения Бывалец Т.А. в отпуске по уходу за ребенком с полутора до 3-х лет - с ххх года по ххх г. Решением комиссии УПФР в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 24.06.2010г. Бывалец Т.А. отказано в назначении досрочной пенсии по страсти в соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в связи с отсутствием специального стажа для назначения пенсии. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Период нахождения Бывалец Т.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Судом установлено, что с учетом спорных периодов работы истицы с ххх года по ххх г. (.. месяцев. . дней) ее специальный стаж работы в районах Крайнего Севера составляет ххххх (.. лет. . месяцев. . дней +. . месяцев. . дней =.. лет. . месяца. . дней), то есть более … лет требуемых согласно пп. 2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, комиссии УПФР в г.Топки и Тонкинском районе Кемеровской области при рассмотрении поданного Бывалец Т.А. заявления от 23.03.2010 о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ неправомерно не включила в специальный стаж период с ххх г. по ххх г. (.. месяцев. . дней) - времени отпуска по уходу за ребенком с полутора до 3-х лет, тем самым уменьшила специальный стаж до ххх. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Доводы ответчика об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с полутора до 3-х лет в специальный трудовой стаж является необоснованным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права. Ссылки ответчика на положения пункта 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнительных отпусков, в настоящем пункте, указан стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Исследовав и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд считает неправомерным не включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет до 06.10.1992г., дающий право истице на назначение досрочной трудовой пенсии. Истица заявляет требования о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет с ххх г. по ххх г., однако, суд считает, что требования истица о включении в специальный стаж подлежат удовлетворению с ххх г. по ххх г., поскольку ребенок достиг возврата полутора лет ххх г., и по указанную дату ответчик включил период работы в специальный стаж л.д. 7, 63), с ххх г. в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком с полутора до трех лет не включается. На момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет с ххх г по ххх г. - этот период в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством должен был включаться в специальный стаж, поскольку имел место до 06.10.1992г., в связи с чем, истица приобрела право на включение данного периода в специальный стаж. Суд считает, что право Бывалец Т.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ нарушено. Судом установлено, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 23.03.2010г., Бывалец Т.А. достигла возраста 50 лет ххх г., имеет страховой стаж более 20 лет, специальный стаж с учетом спорного периода более 12 лет. Следовательно, истица на основании пп. 2. п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 24.03.2010г. На основании изложенного, требования истицы о признании решения комиссии У РФ (государственное учреждение) в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 24.06.2010г. об отказе в назначении пенсии по страсти в соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ незаконным, включении периода отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет с ххх г по ххх г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и об обязанности ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24.03.2010г., подлежат удовлетворению как законные и обоснованные. Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение комиссии У РФ (государственное учреждение) в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области об отказе в назначении Бывалец Т.А. досрочной пенсии по старости в соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ незаконным. Обязать У РФ (государственное учреждение) в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области включить Бывалец Т.А. период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с ххх г. по хххх года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Обязать У РФ (государственное учреждение) в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области назначить трудовую пенсию по старости Бывалец Т.А. начиная с ххх г. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий А.Л. Гордиенко Мотивированное решение изготовлено 02.08.2010г. Решение не вступило в законную силу.