о понуждении к действию



Дело № 2-хххх/10                                                         

                                     РЕШЕНИЕ

                      именем Российской Федерации

                                                                         «ххх» июля 2010 года.

                                                                                                

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки гражданское дело по иску прокурора г.Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних учащихся муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № х ххххххххххх и неопределенного круга лиц к  администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № х хххххххххххх, администрации Топкинского района о понуждении к  действию,

                                   УСТАНОВИЛ:

           Прокурор г.Топки, в порядке ст.45 ГПК ПФ обратился в Топкинский городской суд с иском к администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № х ххххххххххх, администрации Топкинского района о понуждении к  действию.

Свои требования мотивирует тем, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № х ххххххх осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением главы Топкинского района № хххх-п от хх.07.2009г. В силу п.п. 1, 7 ст. 51 и ч. 2 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, которые обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Устава данного образовательного учреждения.

В нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании», Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000г. за № 796, п.2.3 Устава учреждения МДОУ детский сад № х ххххххххххх не имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности. При этом мер к получению данной лицензии до настоящего времени администрацией учреждения не принято.

Отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности в МДОУ детский сад № х ххххххххх ставит под угрозу предоставление качественных, своевременных образовательных услуг учащимся, а также создает угрозу жизни и здоровью малолетних обучающихся и работников указанного учреждения.

Администрация Топкинского района, как учредитель МДОУ детский сад № х ххххххххх и распорядитель средств местного бюджета, вопреки требованиям ст. 120 ГК РФ, ст. 159, 161 Бюджетного кодекса РФ не принимает мер на покрытие расходов и проведение мероприятий, направленных на своевременное получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также на безопасное содержание и обучение несовершеннолетних воспитанников.

Просит обязать МДОУ детский сад №  х ххххххх получить лицензию на право ведения образовательной деятельности в области дошкольного образования детей в срок до 01.09.2010 г.

В судебном заседании помощник прокурора А. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика – заведующая МДОУ детский сад № х хххххххххххх Б. с требованиями согласна, однако пояснила, что в срок до 01.09.2010г получить лицензию не представляется возможным, по причине длительности процедуры получения и представления различных заключений.

          Представитель соответчика администрации Топкинского района П. действующая на основании доверенности, с требованиями согласна.

          Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления образования администрации Топкинского района С., действующая на основании доверенности с  требованиями согласна, однако в судебном заседании пояснила, что для успешного прохождения процедуры лицензирования необходимо получить положительные заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора, просили суд продлить срок получения лицензии на право ведения образовательной деятельности до 31.12.2010г.

          Суд, заслушав пояснения помощника прокурора А., представителя ответчика, представителя соответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.120 ГК РФ (в ред. от 03.11.2006г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.1 ст.51 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

           В силу п.7 ст.51 указанного закона ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии с ч.6,7 ст. 33 ФЗ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009г. №277, установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки.

В соответствии со ст.16 Положения лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

К данным требованиям и условиям, согласно п.8 Положения, относятся, в том числе, ведение образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений согласно Закону РФ "Об образовании";  наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещения и территории, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям; наличие в штате педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности, и т.д.

Согласно ст.17,19,29 лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии. Экспертная комиссия лицензирующего органа оформляет по результатам экспертизы заключение о соответствии или несоответствии условий образовательного процесса лицензионным требованиям и условиям. Лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет.

         В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса РФ учреждение является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из местного бюджета на основе сметы доходов и расходов. В силу ст.159 БК РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, которым в данном случае является администрация Топкинского района. Однако администрация Топкинского района не приняла установленных законом мер, направленных на покрытие указанных расходов и проведение мероприятий по своевременному получению специального разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности, а также на безопасное содержание и обучение несовершеннолетних учащихся МОУД детский сад № х ххххххххххх.

В соответствии с п.1.6 Устава основными задачами МОУД детский сад № х ххххххххххххх является охрана жизни и здоровья детей, обеспечение интеллектуального и физического развития ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимоотношение с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В силу п.1.3 Устава МОУД несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за выполнение функций, определенных его уставом, реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей, жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

Судом установлено, что МОУД детский сад № х ххххххх осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением главы Топкинского района № ххх-п от хх.07.2009г. Учредителем МОУД, согласно п.1.5. Устава, является администрация Топкинского района л.д.9).

Из материалов дела установлено и в судебном заседании представителями ответчика, соответчика и третьего лица не оспаривалось, что МОУД детский сад № х ххххххххххххххх с момента открытия после текущего ремонта, осуществляет образовательную деятельность без лицензии, в связи с чем, поставило под угрозу предоставление учащимся качественных и своевременных образовательных услуг, а также жизнь и здоровье как малолетних обучающихся, так и работников указанного учреждения. 

Судом также установлено, что для успешного прохождения процедуры лицензирования необходимо получить положительные заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора. После получения положительного заключения Кузбасссобрнадзор принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, решение принимается в срок не более 60 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления л.д.34).

  Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида работ.

По мнению суда, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности в данном образовательном учреждении ставит под угрозу всем учащимся данного учреждения на предоставление качественных образовательных услуг муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад № х ххххххххххх.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные прокурором г.Топки требования о возложении на ответчика обязанности по получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности в области основного образования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако, заявленные требования к соответчику Администрации Топкинского района суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в данном случае надлежащим ответчиком является именно МДОУ детский сад  № х ххххххх, поскольку именно на данном учреждении лежит обязанность по лицензированию. Именно данный ответчик должен предпринять все действия направленные на получение лицензии.

Принимая во внимание, что для прохождения процедуры лицензирования необходимо получить заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора, на что потребуется значительные временные затраты, суд считает необходимым предоставить ответчику срок до 31.12.2010г. для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,57,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № х ххххххххххххх, расположенное в г. Топки, ул. ххххххххххх, ххххх, получить лицензию на право ведения образовательной деятельности в области дошкольного детей в срок до 31.12.2010 года.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований  - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Васенина