о понуждении к действию



Дело № 2-ххх/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

                                                                             «хх»  июня 2010 года.

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки гражданское дело по иску прокурора г.Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «В. школа № х»  к администрации муниципального общеобразовательного учреждения «В. школа № х»  о понуждении к  действию,

                                                    УСТАНОВИЛ:

           Прокурор г.Топки обратился в Топкинский городской суд с иском к  администрации муниципального общеобразовательного учреждения «В. школа № х» о понуждении к  действию.

          Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Топки была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, в результате которой было установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «В. школа  № х»  осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением администрации Топкинского района № хххх от хх.хх.2009г., не имея свидетельства о государственной аккредитации. Данное учреждение, не подтвердив в установленном законе порядке уровень и направленность реализуемых образовательных программ – на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин; структуру классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.); качество подготовки выпускников – на основе заключения аттестационной комиссии; кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа; информационно-техническое оснащение образовательного процесса – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа и показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса, незаконно осуществляет образовательную деятельность, в связи с чем, ставит под угрозу предоставление учащимся качественных и своевременных образовательных услуг. Прокурор г. Топки просит суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «В. школа  № х», расположенное в г. хххххх, ул. ххххххх, хх, пройти процедуру государственной аккредитации, подтвердив уровень и направленность реализуемых образовательных программ, свидетельством о государственной аккредитации в области общего и среднего (полного) общего образования детей, в срок до 01.08. 2010 г.

В судебном заседании заместитель прокурора г.Топки Н. уточнила требования, просила суд продлить процедуру государственной аккредитации до 31.05.2011г.

          Представитель ответчика МОУ «В. школа  № х»   Н. с требованиями согласна.

          Представитель третьего лица на стороне ответчика   – Управления образования администрации Топкинского района С., действующая на основании доверенности от хх.хх.2010г. с заявленными требованиями согласна.

          Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора Н., представителей ответчика, третьего лица, допросив в качестве свидетеля специалиста по аккредитации образовательных учреждений М., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера, и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такие защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В силу ч.5 ст. 14 данного закона содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями).

Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида (п.п. 16, 17 и 18 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

Имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, не реже одного раза в пять лет проходят государственную аккредитацию.

В силу п. 17, 22 «Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений», утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 1327 (в ред. Приказа Минобразования РФ от 11.08.2000 № 2439), государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей – право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Уставом данного образовательного учреждения руководитель несет ответственность перед государством, обществом и учредителем за деятельность образовательного учреждения.

Судом установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «В. школа  № х» осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением администрации Топкинского района  № хххх от хх.хх.2009г.  л.д.11-32). На должность директор данного образовательного учреждения приказом от хх.хх.1979г.  № ххх-к назначена М. л.д.7). Согласно п.4.3. Устава государственная (итоговая) аттестация выпускников МОУ  «В. школа  № х»  осуществляется в соответствии с Положением о государственной  (итоговой) аттестации обучающихся, муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации…. л.д.18).

Из письменных материалов дела, а также показаний представителей ответчика, третьего лица, свидетеля специалиста по аккредитации образовательных учреждений в судебном заседании не оспаривалось, что муниципальное общеобразовательное учреждение «В. школа  № х»  осуществляет свою деятельность, не имея свидетельства о государственной аккредитации по программам общего и среднего (полного) общего образования.

По мнению суда, несоблюдение ответчиками требований федерального законодательства, в том числе осуществление образовательной деятельности в области среднего образования детей без аккредитации, нарушает права несовершеннолетних на предоставление им качественных образовательных услуг и выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные прокурором г.Топки требования о возложении на ответчика обязанности пройти процедуру государственной аккредитации, подтвердив уровень и направленность реализуемых образовательных программ, свидетельством о государственной аккредитации в области общего и среднего (полного) общего образования детей, в срок до 31.05.2011г. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,57,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «В. школа № х» пройти процедуру государственной аккредитации, подтвердив уровень и направленность реализуемых образовательных программ, свидетельством о государственной аккредитации в области основного общего и среднего (полного) общего образования детей, в срок до 31.05.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Васенина

Решение изготовлено в окончательной форме хх.07.2010г.