о понуждении к действиям



Дело 2-ХХ/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В. В., при секретаре Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки ХХ мая 2010 года гражданское дело по иску прокурора г. Топки Кемеровской области к администрации Топкинского района Кемеровской области, администрации г. Топки Кемеровской области о понуждении к действиям,

                                           УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Топки Кемеровской области обратился в суд с иском к администрации Топкинского района Кемеровской области, администрации г. Топки Кемеровской области о понуждении к действиям.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г. Топки законодательства о пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах г. Топки. Проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления г. Топки не прияты необходимые и достаточные меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г. Топки, конкретные мероприятия по пожарной безопасности не включены в программы развития территории города, не обеспечен контроль за эксплуатацией существующих наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, их техническим состоянием, не принимаются меры по принятию бесхозяйных сетей с пожарными гидрантами в муниципальную собственность, что препятствует выполнению задач, которые ставит государство и общество перед органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения в интересах населения. Реальное обеспечение органом местного самоуправления (администрацией города Топки) первичных мер пожарной безопасности не представляется возможным, поскольку у администрации г. Топки отсутствуют средства для реализации данных полномочий – администрацией Топкинского района не приняты меры по передаче водопроводных сетей с имеющимися пожарными гидрантами в распоряжение администрации г. Топки. Данное обстоятельство не позволяет администрации г. Топки осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в г. Топки, осуществлять полномочия по обеспечению контроля за эксплуатацией наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, их техническим состоянием. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Топкинского района по непринятию мер по передаче водопроводных сетей с имеющимися пожарными гидрантами в распоряжение администрации г. Топки. Обязать администрацию Топкинского района принять меры по передаче водопроводных сетей с имеющимися пожарными гидрантами в пользование органов местного самоуправления городского поселения. Признать бездействие администрации г. Топки по непринятию необходимых и достаточных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г. Топки незаконным. Обязать администрацию г. Топки принять конкретные меры по обеспечению пожарной безопасности на территории города, в частности: обеспечить контроль за эксплуатацией наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, их техническим состоянием. Установить на территории города бесхозяйные водопроводные сети с пожарными гидрантами и принять их в муниципальную собственность.

В судебном заседании хх.хх.хх года истец требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации Топкинского района по непринятию мер по передаче водопроводных сетей с имеющимися пожарными гидрантами администрации г. Топки. Обязать администрацию Топкинского района принять меры по установлению права собственности на бесхозяйные водопроводные сети с имеющимися пожарными гидрантами на территории г. Топки для дальнейшей передачи их администрации г. Топки. Признать незаконным бездействие администрации г. Топки по непринятию необходимых и достаточных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г. Топки. Обязать администрацию г. Топки обеспечить контроль за эксплуатацией наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами на территории г. Топки и их техническим состоянием. На удовлетворении требований в части обязании администрации г. Топки установить бесхозяйные водопроводные сети с пожарными гидрантами и принятии их в муниципальную собственность не настаивал.

Представители ответчиков: администрации Топкинского района П., действующая на основании доверенности №ХХ от хх.хх.хх года, администрации г. Топки К., действующая на основании доверенности от хх.хх.хх года, представитель ответчика КУМИ администрации Топкинского района С., действующая на основании доверенности №ХХ от хх.хх.хх года, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Т.» У., действующая на основании доверенности от хх.хх.хх года, привлеченные к участию в деле на основании определений суда, оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда. 

Суд, заслушав истца, представителей ответчиков и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовал письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 9. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения поселений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

В силу ст. 20 Федерального закона, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя не только решение общих вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, но и обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

Согласно ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ к источникам противопожарного оборудования относятся естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Согласно п. 10 ст. 10 Устава Топкинского городского поселения к вопросам местного значения муниципального образования относятся, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Таким образом, из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по обеспечению контроля за эксплуатацией наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами на территории г. Топки и их техническим состоянием лежит на органах местного самоуправления, а именно – администрации г. Топки.

Пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию водопроводных сетей, что следует из разд. "Пожарное оборудование" ГОСТ 12.2.047-86  (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения", в котором дается понятие пожарного гидранта, что это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.

        ГОСТ 8220-85 «Гидранты пожарные подземные» предусматривает, что пожарные подземные гидранты устанавливаются в водопроводной сети и обслуживаются в соответствии с ГОСТ 12.3.006-75 «Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности».

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; строительных нормах

В соответствии с п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Из письменных материалов дела, в частности, актов проверок, проведенных органами государственного пожарного надзора, протоколов заседания комиссии по ЧС и ПБ Топкинского района, судом установлено, что на территории города Топки в нарушение ст. 19, 21 Закона "О пожарной безопасности", п. 11 ППБ 01-03 не разрабатываются и не реализуются меры, направленные на предотвращение и ликвидацию пожаров, спасение людей и имущества от пожаров; п. 90 ППБ 01-03 не установлены соответствующие указатели у имеющихся пожарных гидрантов; п. 27 ППБ 01-03 не обеспечивается освещение имеющихся пожарных гидрантов в темное время суток; п. 8.16 СНиП2.04.02-84 не проводятся работы на существующих сетях водопровода устройства через каждые 200 метров устройства пожарных гидрантов. При этом, из 72 пожарных гидрантов, находящихся на территории г. Топки 33 неисправны, практически по всем исправным гидрантам имеются замечания.

Таким образом, судом установлено, что администрация г. Топки не обеспечила первичные меры пожарной безопасности территории городского поселения.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителей администрации г. Топки и Топкинского района, письменных материалов дела, водопроводные сети с имеющимися гидрантами, находящиеся в границах города, до настоящего времени в муниципальной собственности как администрации района, так и администрации города не находятся. Указанное обстоятельство препятствует выполнению задач, которые ставит государство и общество перед органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения в интересах населения. Реальное обеспечение органом местного самоуправления (администрацией города Топки) первичных мер пожарной безопасности затруднено, поскольку у администрации г. Топки в казне отсутствуют средства для реализации данных полномочий – необходимое имущество в виде водопроводных сетей с пожарными гидрантами.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В силу п. 1. ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ В собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Пунктом 11.1. ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.

Разграничение имущества осуществляется между:

вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ (ред. от 13.07.2009) "О статусе и границах муниципальных образований", город Топки и Топкинский район (административный центр - г. Топки) наделен статусом муниципального района. Согласно п. 13 ст. 3 указанного закона, на территории Топкинского муниципальных района, образовано муниципальные образование со статусом городского - Топкинское городское поселение (административный центр - г. Топки);

Согласно ст. 6 указанного закона, он вступает в силу со дня его официального опубликования и до 1 января 2006 года применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 9 Закона Кемеровской области от 16.12.2005 N 149-ОЗ, а также ст. 9 Закона Кемеровской области от 26.09.2006 года № 115- ОЗ "О порядке решения вопросов местного значения муниципальными образованиями в переходный период", действовавших до 01.01.2008 года в переходный период, органы местного самоуправления муниципальных районов и поселений подают свои предложения по разграничению объектов муниципальной собственности в уполномоченный Коллегией Администрации Кемеровской области орган исполнительной власти Кемеровской области (далее - уполномоченный орган) в порядке и сроки, установленные Коллегией Администрации Кемеровской области. Указанные предложения подаются в форме сводного перечня объектов муниципальной собственности, который включает:

1) перечень объектов муниципальной собственности, необходимых для решения соответствующим муниципальным образованием вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом;

2) перечень объектов муниципальной собственности, предполагаемых к передаче в муниципальную собственность другого муниципального образования.

На основании представленных соответствующими муниципальными образованиями сводных перечней объектов муниципальной собственности уполномоченный орган формирует перечень объектов муниципальной собственности, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность соответствующим муниципальным образованиям. Указанный перечень утверждается законом Кемеровской области.

 До оформления права собственности органы местного самоуправления обязаны произвести передачу объектов муниципальной собственности соответствующим муниципальным образованиям в безвозмездное пользование на основании и в соответствии с перечнем, утвержденным законом Кемеровской области.

Органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обязаны оформить право собственности на объекты муниципальной собственности, переданные им в безвозмездное пользование.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что администрация Топкинского района, являясь правопреемником Муниципального образования «г. Топки и Топкинский район», не выполнило действия по передаче вновь образованному органу местного самоуправления – администрации города Топки в описанном выше порядке имущества, необходимого для осуществления администрацией г. Топки своих полномочий, в том числе и в области противопожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о необходимости возложения обязанности по установлению права собственности на бесхозяйные водопроводные сети с имеющимися пожарными гидрантами на территории г. Топки именно на администрацию Топкинского района для дальнейшей передачи их администрации г. Топки с целью осуществления возложенных на нее полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

                                    

Признать незаконным бездействие администрации Топкинского района Кемеровской области по непринятию мер по передаче водопроводных сетей с имеющимися пожарными гидрантами администрации г. Топки Кемеровской области.

Обязать администрацию Топкинского района Кемеровской области принять меры по установлению права собственности на бесхозяйные водопроводные сети с имеющимися пожарными гидрантами на территории г. Топки для дальнейшей передачи их администрации г. Топки Кемеровской области.

Признать незаконным бездействие администрации г. Топки Кемеровской области по непринятию необходимых и достаточных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории г. Топки Кемеровской области.

Обязать администрацию г. Топки Кемеровской области обеспечить контроль за эксплуатацией наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами на территории г. Топки и их техническим состоянием.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий В. В. Казачков

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ мая 2010 года.