Дело № 2-ХХХ/10 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Латушкиной Е.В., при секретаре П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки ХХ мая 2010 года гражданское дело по иску Г. к администрации Топкинского района о выделении отдельной жилой площади вне очереди, УСТАНОВИЛ: Истец Г. в лице представителя Д., действующего на основании доверенности, обратился в суд с иском к администрации Топкинского района о выделении ему отдельной жилой площади, соответствующей санитарным условиям и квадратуре, и о расторжении договора найма жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что с ХХ.ХХ.1997г. он проживал в детском доме «ХХХХ», где находился на полном государственном обеспечении. Его родители были лишены родительских прав решением Топкинского городского суда от ХХ.ХХ.1997г. В настоящее время его родители умерли, на день смерти у них не было никакого имущества. После выпуска из детского дома он обучался в профессиональном лицее №ХХ г.Кемерово, где ему выделили койко-место в общежитии лицея. Закончил обучение он в декабре 2009г., однако до настоящего времени ответчиком не предоставлено ему отдельное жилое помещение, поскольку его очередь на предоставление жилья имеет №ХХХ. В связи с отсутствием жилья он был вынужден заключить с администрацией г.Топки договор найма жилого помещения, на основании которого ему было предоставлено койко-место общей площадью 6кв.м. в общежитии по адресу: г.Топки ул.ХХХХ, ХХ-ХХ, проживать в котором нет возможности, в связи с этим он вынужден за собственные денежные средства снимать квартиру в г.Кемерово. Считает, что действиями ответчика нарушены его жилищные права, в связи с чем просил суд обязать администрацию г.Топки предоставить ему отдельную жилую площадь и расторгнуть договор найма жилого помещения. В судебном заседании представитель истца Д. уточнил заявленное исковое требование, просил обязать администрацию Топкинского района предоставить истцу вне очереди отдельное жилое помещение с соответствующими санитарными условиями в г.Топки, при этом от требования в части расторжения договора найма отказался. Определением Топкинского городского суда от ХХ.05.2010г. производство по настоящему делу в части требования о расторжении договора найма жилого помещения прекращено. Представитель ответчика – администрации Топкинского района Л., действующая на основании доверенности № Х/136 от ХХ.ХХ.2010г., разрешение искового требования оставила на усмотрение суда. При этом пояснила суду, что отдельное жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно имеющейся очередности. Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с положениями абз.2,4 ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абз.3 ч.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 98-ОЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 1 данного Закона, который введен в действие с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года (Закон КО от 18.12.2008 N 108-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"), государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 2 той же статьи предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В судебном заседании установлено, что Г., ХХ.ХХ.1991 года рождения, уроженец г.Топки Кемеровской области, имеет статус ребёнка-сироты. Его родители решением Топкинского городского суда от ХХ.ХХ.1997г. были лишены в отношении него родительских прав (л.д.11-12). В дальнейшем мать истца Г.Р.И. умерла ХХ.04.2001г., отец Г.С.Н. умер ХХ.03.2003г. (л.д. 9,10). Истец Г. в период с ХХ.ХХ.1997г. по ХХ.ХХ.2007г. проживал и воспитывался детском доме «ХХХХ» г.Х (л.д.13). С ХХ.ХХ.2007г. по ХХ.ХХ.2009г. Г. проходил обучение по очной форме в ГОУ НПО Профессиональный лицей №ХХ (л.д.7,8,24). По окончании образовательного учреждения жилая площадь ему предоставлена не была. На основании распоряжения администрации МО «Город Топки и Топкинский район» от ХХ.ХХ.2004 №ХХХ-р Г. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилья как ребенок- сирота. В настоящее время его очередь имеет №ХХХ (л.д.26-31). Таким образом, судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, что до настоящего времени Г., относящемуся к категории детей-сирот, и имеющему право на внеочередное предоставление жилого помещения, состоящему на учете в администрации г.Топки на внеочередное предоставление жилого помещения, жилое помещение не предоставлено. То обстоятельство, что ХХ.ХХ.2009г. между администрацией г.Топки и Г. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, на основании которого истцу было предоставлено жилое помещение общей площадью 6,0 кв.м., а именно койко-место в общежитии по адресу: г.Топки ул.ХХХ, ХХ-ХХ (л.д.15), по мнению суда, не свидетельствует о предоставлении истцу предусмотренного законом надлежащего жилого помещения, поскольку данное помещение в общежитии предусмотренного для временного проживания. Учитывая изложенные выше фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию Топкинского муниципального района обязанности по внеочередному предоставлению Г. жилого помещения. Свой вывод в этой части суд основывает на следующем. В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Таким образом, законодательством РФ предусмотрено право субъекта Российской Федерации по установлению порядка предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно статье 1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется этим лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область; 2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; 3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.2 указанного закона принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. Учитывая, что и местом регистрации рождения истца, и местом его выявления и первичного устройства в детский дом является Кемеровская область, суд считает, что предоставление истцу жилого помещения на территории Топкинского муниципального района, который входит в состав Кемеровской области, и на территории которого Г. был выявлен и первично устроен в детский дом, не противоречит Закону Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом суд учитывает Определение Верховного Суда РФ N 91-Г05-8 от 12.10.2005 года по конкретному делу, в котором приводится вывод о том, что для детей-сирот, которые не имели закрепленного жилого помещения, возможно установить только место временного пребывания, и этой категории детей жилое помещение может быть предоставлено по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. На основании вышеизложенного, суд считает, что требования истца о предоставлении жилого помещения в г.Топки, являются обоснованными и законными При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке имеющейся очередности, поскольку в данной очереди на предоставление внеочередного жилья стоят тоже дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку предоставление детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Распоряжением администрации Топкинского района от 29.12.2007 года № 1564-р установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека. Таким образом, суд считает, что администрация Топкинского района обязана предоставить Г. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилья в Топкинском районе, т.е. не менее 13,0 квадратных метров общей площади на одного человека. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Топкинского района предоставить Г., ХХ.ХХ.1991 года рождения, уроженцу г.Топки Кемеровской области, благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 13,0 м? общей площади, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в границах г. Топки Кемеровской области. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Латушкина Е.В.