о понуждении к действиям



Дело № 2-685/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Гордиенко А.Л., при секретаре Амеличкиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки 04 октября 2010 года гражданское дело по иску прокурора города Топки в защиту интересов Российской Федерации и неопределенно круга лиц к Шведовой Н.Н., ООО «Н» о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Топки в защиту интересов Российской Федерации и неопределенно круга лиц обратился в суд с иском к Шведовой Н.Н. о понуждении к действиям.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Топки проведена проверка исполнения федерального за­конодательства о безопасности дорожного движения хозяйствующими субъек­тами, осуществляющими деятельность в полосе отвода федеральных дорог об­щего пользования.

Поверкой установлено, что на автодороге 193км.+ 190м. (справа) рас­положен объект дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е», принадлежащее индивидуальному предпринимателю Шведовой Н.Н. Данный объект использу­ются Шведовой без согласования с Федеральным государственным учрежде­нием «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь», т.е. с наруше­нием законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Фе­дерации, что является недопустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» объекты дорожного сер­виса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудо­ваны переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустрой­ства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного дви­жения.

В июне 2009 года с целью надлежащего обустройства объектов дорож­ного сервиса ИП Шведовой были выданы технические условия на разработку рабочих проектов по обустройству данных объектов (оснащение используемого объекта полосами разгона и торможения, установка освещения, нанесение до­рожной разметки и т.д.), которые до настоящего времени ответчиком не испол­нены.

Указанные нарушения законодательства могут привести к возникнове­нию дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, а также приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, и, как следствие, к ущербу государ­ственной собственности.

Таким образом, Шведовой Н.Н. нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном дви­жении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Установленные в действиях Шведовой нарушения напрямую затраги­вают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально ис­пользующие для передвижения вышеуказанную Автодорогу.

Прокурор просит признать бездействие индивидуального предпринимателя Шведовой Н.Н. по согласованию обустройства используемых объектов дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е» на Автодороге 193км. + 190м. (справа) с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управ­ление автомобильных дорог «Сибирь» незаконным. Обязать индивидуального предпринимателя Шведову Н.Н. в срок до 01.11.2010 разработать рабочий проект на присоединение ис­пользуемого объекта дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е» к Автодо­роге и согласовать его с Федеральным государственным учреждением «Феде­ральное управление автомобильных дорог «Сибирь»

В ходе рассмотрения дела прокурор дополнил заявленные требования, просил обязать Шведову Н.Н. в соответствии с разработанным проектом организации дорожного движения на объекте дорожного сервиса, расположенного в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск - И-ск, 193км+190м (справа) произвести устройство переходно-скоростных полос и примыкание объекта к федеральной автомобильной дороге М-хх в срок до 01.12.2010г. До устранения указанных нарушения закона обязать директора ООО «Н» Шведову Н.Н. приостановить эксплуатацию данного объекта дорожного сервиса.

В судебном заседании помощник прокурора г.Топки Альянов А.В. заявленные исковые требования поддержал полностью, просил суд установить срок выполнения работ согласно проекта до 01.07.2011г.

Определением Топкинского городского суда от 19.08.2010г. в качестве соответчика по иску привлечено ООО «Н» (л.д. 85), фактически использующее объект дорожного сервиса – кафе гостиница «Е».

Ответчик Шведова Н.Н., представитель ООО «Н» - Шведова Н.Н., действующая на основании устава, представитель Шведовой Н.Н. и ООО «Н» - Ш., допущенный к участию в деле по устному заявлению Шведовой занесенному в протокол судебного заседания, исковые требования не признали.

Представитель Шведовой Н.Н. и ООО «Н» - Ш. в судебном заседании пояснил, что не согласен с заявленными требованиями. Доводы прокурора г. Топки не соответствуют обстоятельствам дела.

Прокурор свои требования обосновывает нарушением норм Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожкой деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации».

Здание кафе «Е» принадлежит Шведовой Н.Н. на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке хх.хх.2003 года.

Земельный участок под вышеуказанным зданием принадлежит на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке хх.хх.2005г.

Права собственности на вышеуказанные здание кафе и земельный участок приобретены в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…».

Требования прокурора применить нормы закона на правоотношения, возникшие до вступления такого закона в силу, являются незаконными.

Требования об исполнении выданного Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог» «Сибирь» Федерального дорожного агентства» предписания, нарушают нормы гражданского и земельного законодательства, затрагивающие интересы смежных землепользователей - Автозаправочной станции и Администрации Топкинского района, на чьих земельных участках, согласно предписанию, требуется произвести устройство переходно-скоростных дорог и примыкание объекта к федеральной автомобильном дороге М-хх, что является для ответчика невыполнимым.

Доказательств нахождения земельного участка с расположенным на нем зданием кафе «Е» в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх, не представлено.

Прокурор просит обязать Шведову Н.Н. принять меры по соблюдению действующего законодательства, в том числе и Правил о нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009г. N717, вступившим в силу 01.01.2010г. В соответствии с п. 2 данного постановления нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления. А в соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил установления и использования полос свода федеральных автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007г. N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог" границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, подготавливаемой с учетом утвержденных Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

Прокурором не учтены те обстоятельства, что земельный участок под зданием не прилегает непосредственно к проезжей части федеральной дороги Н-ск – И-ск М-хх (193км+190м), от которой он отделен смежными земельными участками под Автозаправочной станцией и территорией общего пользования Топкинского района (примыкания к федеральной автодороге М-хх дороги сельской территории с.Х Топкинского района), что подтверждается схемой расположения земельного участка.

Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Федеральн6ое управление дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее ФГУ «Сибуправтодор») - К., в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Топки, пояснил, что данная автодорога относится к третей категории, размер придорожной полосы составляет 50 метров, ответчиком не выполнены следующие работы: не оборудована стоянка, съезды и примыкания, переходно-скоростные полосы, нет освещения и не заказан проект (л.д. 224).

Суд, заслушав пояснения прокурора, ответчиков, третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безо­пасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупрежде­ние причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и исполь­зуемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность ис­кусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проез­жих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспече­ния безопасности дорожного движения являются:

1. приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движе­нии, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

2. соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспече­нии безопасности дорожного движения.

В ст. 11 ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что проектирование, строительство и ре­конструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструи­рованных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государствен­ного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движе­ния.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных до­рог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257). В соответствии со ст. 1 данного закона, его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Ч. 1 ст. 22 ФЗ № 257-ФЗ определено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 26 ФЗ № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Ч. 3 ст. 22 ФЗ № 257-ФЗ установлено, что обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Судом установлено, что автомобильная дорога М-хх «Б», Н-ск – И-ск в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 относится к федеральным дорогам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от хх.хх.2006г. серия 42 АВ № хххх указанная дорога находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».

Согласно Указа Президента РФ от 27июня1998года N727 «О придорожных полосах Федеральных дорог общего пользования» (пункт 1), федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода.

В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).

Положения настоящего Указа не распространяются на находящиеся в эксплуатации, а также начатые строительством на день опубликования Указа упомянутые здания и сооружения.

Все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.

Постановлением Правительства от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, согласно п. 1 которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.98 N 1420 "Об утверждении правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" (далее - Правила) придорожными полосами федеральных автомобильных дорог общего пользования являются прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 м каждый, считая от границы полосы отвода. Согласно пункту 5 названного постановления ширина каждой придорожной полосы для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров, для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров.

Согласно информации предоставленной ФГУ «Сибуправтодор», автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, 193км. относиться к федеральным автомобильным дорогам третей категории, т.е. придорожная полоса в данном случае составляет 50 метров (л.д. 219).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Согласно действующему законодательству земли транспорта устанавливаются независимо от категории земель, а придорожные полосы - зоны с особым режимом использования земель, предоставляются для нужд транспорта.

Согласно п. 10 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий;

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной
дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой
автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать
угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом
возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно
производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности
дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

На основании п. 11 Правил, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Аналогичные требования содержатся в п. 6 ст. 22 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» где предусмотрено, что объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Эти же требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:

п. 5.5.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах, размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

п. 4.6.1.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают;

- на участках дорог в зонах, размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения (объекты придорожного сервиса - п. 5), действующим в темное время суток.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог, согласно п. 1 которых предусмотрено, что Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.

Пунктом 2 Правил № 233 предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных, сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Объектами дорожного сервиса, в соответствии с п.15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств

Придорожной полосой автомобильной дороги, в соответствии с п.16 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, является территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно требований п.п. 9-10 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 223, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль федеральной автомобильной дороги либо пересекают ее; подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода федеральной автомобильной дороги и требующим доступа к ним.

Размещение указанных объектов в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации в случае, если их размещение за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции федеральной автомобильной дороги.

Вместе с тем, согласно требованиям п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 г. № 1420, строительство и содержание объектов, дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 10 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», п. 5.5.27 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Судом установлено, что на автодороге 193км.+ 190м. (справа) рас­положен объект дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е», принадлежащее Шведовой Н.Н. Данный объект использу­ются Шведовой без согласования с Федеральным государственным учрежде­нием «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь», т.е. с наруше­нием законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Фе­дерации, что является недопустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от хх.хх.2003г. № 42 АА ххх (л.д. 10), и от хх.хх.2004г. 42 АА ххх (л.д. 84) Шведова Н.Н. является собственником здания, расположенного по адресу: <…>, а также является собственником земельного участка, на котором расположено здание (л.д. 9, 81).

Из свидетельства о государственной регистрации права от хх.хх.2005г. № 42 АВ ххх (л.д. 9) следует, земельный участок на котором расположено кафе, имеет целевое назначение – земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения.

В соответствии с ч. 1, 3.1 ст. 90 Земельный кодекс РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Суд считает, что объект дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е» находится в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, 193км+190м (справа), что подтверждается планом придорожной полосы автомобильной дороги М-хх (л.д.216-217), актом промеров расположения объекта дорожного сервиса кафе-гостиница «Е» на федеральной дороге М-хх «Б», км. 193-190 (справа) (л.д. 220), из которого следует, что от границы полосы отвода кафе-гостиница «Е» находится на расстоянии 42 метров, а также фотоснимками объекта (л.д. 181-186).

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчиков - Ш., что кафе-гостиница «Е» не является объектом дорожного сервиса, поскольку указанный вывод основан на неверном применении норм права. Согласно пункту 2 Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.1998 № 1420 придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дорога участки земли шириной не менее- 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода..

Полосой отвода автомобильной дороги, в соответствии с п.15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

По просьбе ответчика, было измерено расстояние до кафе от центра дороги (л.д. 221), расстояние составило 49,5 (50,3) м., тогда как при верном измерении от границы полосы отвода, т.е. начиная от конструктивного элемента дороги - насыпи дороги и до кафе, расстояние составило 42 метра (л.д. 220). С результатами промеров Шведова согласна, что она подтвердила своей подписью в актах промеров.

Из ответа заведующего земельным отделом Администрации Топкинского района Д. от 04.10.2010г. следует, что автомобильная дорога М-хх «Б» Н-ск – И-ск не находится в границах населенного пункта д. Х Топкинского района. Полоса отвода дороги проходит рядом с границей населенного пункта (л.д. 234, 236).

Из ответа и.о. главы Х-ского Сельсовета Н. (л.д. 235) следует, что автомобильная дорога М-хх «Б» Н-ск – И-ск в границах населенного пункта д.Х Топкинского района не находится. Здание ООО «Н» находится в границах д.Х, однако по мнению суда, это не является основанием для изменения размера придорожной полосы (50 метров). Поскольку ч. 1 ст. 26 ФЗ №257 предусматривает, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Таким образом, если автомобильная дорога находится вне населенного пункта, в обязательном порядке устанавливаются придорожная полоса, которая может располагаться на землях различных категорий.

Таким образом, судом установлено, что кафе-гостиница «Е» находится в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск-И-ск, 193км+190м (справа).

Также ч. 4 ст. 22 ФЗ № 257-ФЗ предусмотрено, что в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов.

Согласно ст. 42 ЗК РФ установлены обязанности для собственников земельного участка, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами..; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК РФ.

Шведовой Н.Н. указанные выше требования ст. 22 ФЗ № 257-ФЗ, ст. 42 ЗК РФ в отношении земельного участка, расположенного под кафе-гостиницей «Е» по федеральной автомобильной дороге М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа) не исполняются, что подтверждается отсутствием договора на размещение объекта дорожного сервиса в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги (заключенного с ФГУ «Сибуправтодор»), и не выполнением требований по оборудованию переходно-скоростных полос, освещения и других технических условий размещения объекта дорожного сервиса.

Как следует из договора № ххх/ДС от хх.хх.2009г. на размещение объект дорожного сервиса в придорожной полосе Федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа) (в настоящее время произошли изменение адреса объекта, новый адрес: км. 193+190 (справа) (л.д. 171), заключенного между ФГУ «Сибуправтодор» и ООО «Н» в лице директора Шведовой Н.Н. (л.д. 37-39), общество приняло на себя обязательства: согласовать с органом управление проектную документацию на размещение подъезда и объекта в полосе отвода придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования (2.1.1), и выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружения, связанных с обеспечением функционирования объекта (п. 2.1.4).

Условия названного договора соответствуют действующему законодательству.

Срок исполнения договора был установлен один год, однако договор ООО «Н» не исполнен.

Таким образом, ранее Шеведова была согласна, что кафе-гостиница «Е» является объектом дорожного сервиса, и находится в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги.

Так, пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с п. 2 названной статьи в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В материалах дела имеются следующие, на основании которых было построено кафе:

- акт выбора площадки под строительство от хх.хх.1998г., из которого следует, что проектируемый комплекс будет расположен на площадке автозаправочной станции по автодороге К-во - Н-ск в районе с. Х. Подъезд предусмотрен со стороны автодороги (л.д. 75).

- схема размещения объекта от 19.08.1998г., из которой видно, что проектируемое кафе непосредственно примыкает к автомобильной дороге (л.д. 77);

- распоряжение Администрации Топкинского района от хх.хх.1998г. №ххх «О разрешении строительства на ранее отведенном участке» (л.д.73);

- разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от хх.хх.1998г. (л.д. 74);

- акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от хх.хх.1999г. (л.д. 17-23);

- распоряжение администрации Топкинского района от хх.хх.1999г. №хх, которым утвержден акт государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию кафе.

Таким образом, ранее издания распоряжения Администрации Топкинского района от хх.хх.1998г. №ххх «О разрешении строительства на ранее отведенном участке» строительство кафе не могло быть начато, поскольку выполнение строительных работ без соответствующего разрешения является незаконным.

Из проектной документации видно, что переходно-скоростные полосы и их освещение при строительстве кафе не проектировались, проект с собственником дороги не согласован.

Представленная Шведовой проектная документация на размещение АЗС, не может являться доказательством по делу, поскольку из нее видно, что поскольку указанная документация не позволяла размещать кафе.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Согласно п. 5.4 Положения от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования.

Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (пункт29 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1731-р).

Соответственно выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственные учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор».

В материалах дела имеются акты проверок ФГУ «Сибуправтодор» за 2003, 2004, 2006, 2007, 2010г.г., соблюдения Шведовой Н.Н. требований законодательства по размещению Кафе в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 +190 (справа), а также вынесенные предписания об устранении нарушения законодательства за указанные период (л.д. 25-31, 40), из которых следует, что объект (Кафе) размещен и эксплуатируется с нарушениями законодательства, в том числе: отсутствует переходно-скоростные полосы, освещение на них, проект на размещение кафе.

Анализируя изложенное, суд считает, что при использовании дорожного сервиса кафе-гостиница «Е», расположенного на земельном участке, примыкающем к федеральной автомобильной дороге М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193+190 (справа), Шведова Н.Н. обязана была соблюдать требования действующего законодательства, в том числе за свой счет обязана была представить на согласование ФГУ «Сибуправтодор» проектную документацию на размещение объекта дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е» в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги, а так же выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещению, а также другие работы размещению объекта дорожного сервиса.

Судом установлено, что кафе-гостиница «Е» размещено Шведовой Н.Н. на земельном участке без согласования со стороны Федерального дорожного агентства, у ответчика отсутствует проектная документация на размещение подъезда и объекта дорожного сервиса - кафе-гостиница «Е» в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км. 193+190 (справа), согласованная в установленном порядке с органом управления - ФГУ «Сибуправтодор», а кроме того ответчиком не выполнены работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещение, и другие работы по размещению объекта дорожного сервиса.

Нарушение требований по безопасности дорожного движения, при размещении в придорожной полосе кафе-гостиницы «Е», подтверждается показанями свидетеля Р., работающего инспектором ОГИБДД ОВД по Топкинскому муниципальному району (л.д. 174).

Таким образом, суд пришел к выводу, что перечисленные нарушения со стороны собственника земельного участка и здания в котором находится объект дорожного сервиса Шведовой Н.Н., могут привести к дорожно-транспортным происшествиям возникновению угрозы жизни и здоровья людей (л.д. 164-170, 202-215), кроме того, приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины федеральной автомобильной дороги, то есть причиняют ущерб государственной собственности.

Следовательно, нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Суд считает, что Шведова Н.Н. и ООО «Н» не имеют права эксплуатировать объект дорожного сервиса, без соблюдения требования по безопасности дорожного движения.

В связи с этим суд считает, что эксплуатация кафе-гостиница «Е», как объект дорожного сервиса, в настоящее время недопустима и должна быть приостановлена до устранения нарушений.

Поскольку собственником здания и земельного участка является Шведова Н.Н., однако фактически эксплуатацией объекта дорожного сервиса кафе-гостиница «Е» занимается ООО «Н», директором которого является Шведова Н.Н., суд считает, что обязанность по приостановлению деятельности объекта должна быть возложена на Шведову Н.Н., и ООО «Н».

Как заявил в судебном заседании представитель ФГУ «Сибуправтодор», указанные нарушения Шведова Н.Н. не устранила до настоящего времени. Из объяснений Шведовой Н.Н. следует, что требования ФГУ «Сибуправтодор» они не смогут выполнить в связи с отсутствием денежных средств.

Нормативно-правовые акты, действовавшие на момент строительства кафе, Указ Президента РФ от 27июня1998года N727 «О придорожных полосах Федеральных дорог общего пользования» (пункт 1), Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 2, 10, 11), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N1420, СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (п. 5.5.8., п. 4.6.1.1) предусматривали, что федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода, а также предусматривали строительство переходно-скоростных полос, устройство стационарно освещения на автомобильной дороге.

Таким образом, суд считает необоснованными доводы представителя Шведовой Н.Н. и ООО «Н» - Ш., что законодательство действовавшее в момент постройки кафе, не предусматривала выполнение требований, который заявлены прокурором. В настоящее время вышеуказанные нормативные акты не утратили силу. Кроме того, требования по обеспечению безопасности дорожного движения должны выполняться независимо от даты их вступления в силу.

Суд критически оценивает доводы ответчика, что работы по размещению дорожного сервиса невозможно выполнить в связи с тем, что рядом имеются смежные участки. По мнению суда, в случае если ответчикам необходимости выполнения работ на земельном участке, не принадлежащем Шведовой Н.Н., она может арендовать часть смежных земельных участков или на ином законном основании воспользоваться ими.

В материалах дела имеется письмо директора ООО «С» Р. (л.д. 99) направленное в ФГУ «Сибуправтодор», из которого следует, что собственник смежного участка земли на котором предполагается размещение переходно-скоростных полос ООО «Н» в лице директора Шведовой Н.Н. игнорируют необходимость обустройства дороги. Они неоднократно предпринимали попытки по заключению трехстороннего договора с проектной организацией по строительству переходно-скоростных полос. Просят отказать содействия в привлечении ООО «Н» к строительству.

Из показаний свидетеля В., работающего в должности главного инженера ООО «С» следует, что кафе и АЗС расположены в придорожной полосе, кафе относится к объектам дорожного сервиса. Тот транспорт который останавливается у кафе и у автозаправки пользуется придорожной полосой, они обращались к Шведовым для разработки проекта, но они отказались (л.д. 147).

В силу п. 11 Правил установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N1420 строительстве содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств, их владельцев.

Это же предусмотрено п. 10 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной длительности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов, и примыкания, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет и п.5.5.27 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементами обустройства. Общие требования» Содержание переходно-скоростных полос, проездов и территории сооружений обслуживания движения обеспечивается их владельцами за собственный счет.

Таким образом, с учетом изложенного выше, суд считает, что Шведова Н.Н. являясь собственником здания и земельного участка в котором расположен объект дорожного сервиса кафе-гостиница «Е», обязана была соблюдать требования действующего законодательства, в том числе за свой счет разработать проект на размещение объекта сервиса, в соответствии с разработанным проектом провести устройство переходно-скоростных полос и примыкание объекта дорожного сервиса, в связи с чем, в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворению.

Указанные выше факты в деятельности Шведовой Н.Н. напрямую затрагивают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную автодорогу.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Топки Кемеровской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Шведовой Н.Н., выразившееся в непринятии мер по размещении объекта дорожного сервиса – кафе-гостиница в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа) с соблюдением действующего законодательства.

Обязать Шведову Н.Н. разработать проект на устройство примыкания объекта дорожного сервиса – кафе-гостиница в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа) и надлежащим образом согласовать проект с владельцем дороги и органами в сфере безопасности дорожного движения МВД России.

Обязать Шведову Н.Н. в соответствии с разработанным проектом провести устройство переходно-скоростных полос и примыкание объекта дорожного сервиса – кафе-гостиница, расположенного в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа) в срок до 01.07.2011г.

Обязать собственника здания и земельного участка Шведову Н.Н., и ООО «Н» фактически эксплуатирующее объект, приостановить эксплуатацию объекта дорожного сервиса - кафе-гостиница, расположенного в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-хх «Б» Н-ск – И-ск, км 193 км+190м. (справа), с момента вступления решения суда в законную силу и до устранения указанных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.Л. Гордиенко

Решение вступило в законную силу 19 ноября 2010 года.

Судья А.Л. Гордиенко