о выселении из жилого помещения, признании договора найма специализированного жилого помещения расторгнутым и снятии с регистрационного учета



Дело № 2-909/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В.В., при секретаре Балмасовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 17 ноября 2010 года гражданское дело по иску Захарычевой И.Ю. к А., В. о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «Город хххх и хххххх район» о переводе квартиры в служебную, признании незаконным отказа А. в заключении договора приватизации квартиры и обязании заключить договор приватизации квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Захарычева И.Ю. обратилась в суд с иском к А. о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования «Город хххх и хххххх район» о переводе квартиры в служебную, признании за ней права на приватизацию и признании за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру.

Свои требования мотивировала тем, что распоряжением администрации г. хххххх квартира по ул. хххххх была утверждена в качестве служебной. Указанное распоряжение в части перевода квартиры в служебное жилое помещение является незаконным по следующим основания: Уставом муниципального образования «Город ххххх и хххххх район» установлено право распоряжения муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом народных депутатов. А., глава А.не был наделен полномочиями решать указанный вопрос по своему усмотрению. Служебные жилые помещения могли находится во владении и собственности предприятий, учреждений, организаций как юридических лиц, нахождение их в собственности муниципальных образований законом не предусмотрено. Ст. 1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрена приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статья 2 указанного закона предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях. С учетом незаконности решения в части перевода в служебное жилого помещения, пропуска срока исковой давности для удовлетворения требования о выселении, считает, что пользуется квартирой на условиях договора социального найма. Вышеуказанным решением А. создано препятствие для реализации права на приватизацию. Просит суд признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Город хххх и хххххх район» № ххххх от хх.хх.хххх года в части перевода квартиры, Расположенной по адресу: г. хххххх, ул. хххххх, х-х в служебную, признать право на приватизацию за и признать право собственности Захарычевой И.Ю. в порядке приватизации на указанную квартиру.

Впоследствии истицей предмет иска был изменен. Просит суд признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Город ххххх и хххххх район» № хххх от хх.хх.хххх года в части перевода квартиры, расположенной по адресу: г. хххххх, ул. хххххх, х-х в служебную, признать незаконным отказ в приватизации и обязать В. заключить с Захарычевой И.Ю. договор на передачу в ее собственность спорной квартиры.

Требования истицы мотивированы тем, что с хххх она проходила службу в хххххх подразделениях при ГУВД ххххх области с дислокацией в г.ххххххх. В хххх году ей была предложена должность ххххххх ХХ при ххххххх ГРОВД ххххх области. В связи с предложенной должностью, возникла необходимость проживания в г. хххххх – по месту прохождения службы. Согласно ФЗ «О милиции» милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 было утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное. Согласно указанного нормативно-правового акта в редакции, действовавшей на 2003 год, служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации. Служебный жилищный фонд закрепляется на праве оперативного управления за подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых проходят службу (военную службу) сотрудники (военнослужащие), проживающие по месту нахождения этих подразделений. Руководством Топкинского ГРОВД ей было сообщено, что решен вопрос о предоставлении истице служебной квартиры. Ей был выдан ордер на служебное помещение. За получение ордера она расписалась, договор в виде единого документа не составлялся, в ордере имелась лишь ссылка на оспариваемое ей в настоящее время распоряжение, с которым она ознакомлена не была. В хххх году ей была предложена должность ххххх ХХ ХХ при МВД РФ по хххх федеральному округу. При решении вопроса о переводе и необходимостью дальнейшего решения своего жилищного вопроса она обратилась за устной консультацией в юридический отдел ГУВД хххххх области, так как с учетом действовавшего законодательства считала, что квартира является служебной, и, следовательно, находится в оперативном управлении органов внутренних дел. В ГУВД ххххх области ею была получена устная информация о том, что квартира за органами внутренних дел не закреплена, не является служебной в соответствии с установленным действующим законодательством порядком. Кроме того, ей также было разъяснено, что с учетом изложенного и с учетом ее проживания в данной квартире, которая по сути дела является муниципальной и не отнесена к служебной, нет оснований даже для постановки ее на учет в качестве нуждающейся. В связи с отсутствием у А. надлежащих документов ею был сделан вывод о том, что данная квартира служебной не является, освободить ее она отказалась. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 672 ГК РФ, на условиях договора социального найма. Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ст 8. указанного ФЗ устанавливает, что решение вопроса о приватизация жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В заключении договора приватизации ей было отказано. С учетом
изложенного выше, отказ является незаконным, нарушено ее право на приватизацию.

Истица Захарычева И.Ю. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представители ответчиков – А. – П. Л.Н., действующая на основании доверенности № хх-хх/ххх от хх.хх.2010 года, выданной сроком на три года,

В. – К. Е.Г., действующая на основании доверенности хх.хх.2010 года, выданной сроком на один год, с исковыми требованиями не согласились.

Суд, заслушав пояснения истицы, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР в редакции от 31.12.2002 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Судом установлено, что на основании распоряжения главы муниципального образования «Город ххххх и хххххх район» № хххх от хх.хх.хххх года Захарычевой И.Ю. (до замужества Г. И.Ю.) был выдан ордер на служебную квартиру, расположенную по адресу:ххххх область, г. ххххх, ул. хххххх, дом х квартира х. Статус служебной спорному жилому помещению был присвоен на основании вышеуказанного распоряжения (л.д. …).

Истица вселилась в указанную квартиру и проживает в ней до настоящего времени. Письменный договор о предоставлении жилого помещения сторонами не составлялся.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истицы о признании распоряжения главы муниципального образования «Город хххх и хххх район» № хххх от хх.хх.хххх года в части утверждения спорного жилого помещения как служебного незаконным по следующим основаниям.

Как усматривается из положений ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.

Однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что во-первых, спорная квартира когда-либо находилась в ведении ОВД по ххххх району, где на момент ее предоставления работала Захарычева И.Ю., во-вторых, о том, что руководством ОВД по хххххх району принималось решение о ее предоставлении истице.

Поскольку в соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности спорная квартира входит в состав казны муниципального образования города ххххх, в ведении других организаций не находилась, утверждение ее в качестве служебного жилого помещения является противоречащим закону.

Кроме того, в силу ст. 101 и 105 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, тогда как оспариваемое распоряжение принято главой администрации муниципального образования.

Представители ответчиков, возражая против заявленных требований указывают, что глава муниципального образования является правопреемником исполнительного комитета Совета народных депутатов. Суд находит данные доводы необоснованными, голословными и неподтвержденными соответствующими доказательствами.

Кроме того, согласно Устава муниципального образования «Город ххххх и ххххххх район» от хх.хх.хххх года, глава муниципального образования не наделен полномочиями по утверждению жилых помещений в качестве служебных. В соответствии со ст. 16 Устава установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью отнесено к исключительной компетенции Совета народных депутатов, а глава администрации силу п. 10 ч. 2 ст. 27 Устава управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом (л.д. ….).

Представителями ответчиков, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, доказательств вынесения главой администрации оспариваемого распоряжения в порядке, установленном Советом народных депутатов, представлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что распоряжение главы муниципального образования «Город хххх и хххххх район» № хххх от хх.хх.хххх года в части утверждения спорного жилого помещения как служебного является незаконным, поскольку, во-первых, спорная квартира в соответствии с действовавшим законодательством не могла являться служебной, во-вторых, решение о придании ей соответствующего статуса вынесено неправомочным лицом.

хх.хх.2010 года истица обратилась в А. с заявлением о заключении договора приватизации квартиры, расположенной по адресу: ххххх область, г. ххххх, ул. хххххх, дом х квартира х.

хх.хх.2010 года в адрес истицы В. был направлен ответ, в котором указано, что Захарычевой И.Ю. отказано в предоставлении в собственность в порядке приватизации спорной квартиры, поскольку она является служебной (л.д. ….).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения (ч. 1).

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством (ч. 3).

В силу ст. 678 ГК РФ наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.

Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Как было установлено судом, хх.хх.хххх года Захарычевой И.Ю. был выдан ордер на служебную квартиру, расположенную по адресу: хххххх область, г. ххххх, ул. хххххх, д.х кв. х.

Захарычева И.Ю. с хххх года и по настоящее время проживает в данной квартире, являющейся муниципальной собственностью В., своевременно и в полном объеме несет обязанности по уплате коммунальных платежей и квартирной платы. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждены письменными материалами дела (л.д. …).

Поскольку распоряжение главы муниципального образования «Город хххх и хххххх район» № ххххх от хх.хх.хххх года в части утверждения данной квартиры как служебной признано не соответствующим закону, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира предоставлена Захарычевой И.Ю. на условиях социального найма, поскольку условия ее проживания в ней полностью соответствуют положениям главы 2 ЖК РСФСР, а также нормам ГК РФ, регулирующим отношения в области социального найма жилья.

В. Захарычевой И.Ю. отказано в заключении договора приватизации по тому основанию, что квартира имеет статус служебной, доказательств того, что спорная квартира не подлежит приватизации по другим основаниям, либо Захарычева И.Ю. не имеет права на приватизацию, суду не представлено.

Учитывая изложенное, а также выводы суда о статусе спорного жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что действия В., выразившиеся в отказе истице в приватизации спорной квартиры являются неправомерными.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Город хххх и хххх район» № ххххх от хх.хх.хххх года об утверждении как служебной квартиры, расположенной по адресу: г. хххх, ул. хххххх, д. х, кв. х.

Признать незаконным отказ Захарычевой И. Ю. в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: хххххх область, г. ххххх, ул. хххх, д. х, кв. х.

Обязать В. заключить с Захарычевой И. Ю. договор на передачу в ее собственность квартиры, расположенной по адресу: хххххх область, г.ххххх, ул. ххххххх, д. х, кв. х.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий В. В. Казачков

Решение в окончательной форме принято судом 22.11.2010 года.