о предоставлении жилья



Дело № 2-895/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Латушкиной Е.В., при секретаре Лупань Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки 29 октября 2010 года гражданское дело по иску П. к администрации Топкинского района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истица П. обратилась в суд с иском к администрации Топкинского района о предоставлении ей вне очереди благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям. Свои требования мотивировала тем, что она относится к категории детей-сирот в возрасте до 18 лет, т.к. <…>

Истица указывает, что с хх.х.20ххг. она состоит на учете в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не имеет за собой закрепленного жилого помещения. В настоящее время она оканчивает Ххх и ей негде проживать. Считает, что по прекращении попечительства ей в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ должно было быть предоставлено вне очереди жилое помещение, однако вопреки требованиям действующего законодательства данное помещение ей не предоставлено. Просит суд обязать администрацию Топкинского района предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика – администрации Топкинского района Л., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, считает, что в настоящее время у истицы как у лица, относящегося к категории детей-сирот, не возникло право на предоставление ей дополнительной гарантии по социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения, поскольку указанное право возникает у данной категории граждан лишь по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, которое истица еще не окончила.

Суд, заслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с положениями абз.2,4 ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз.3 ч.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 98-ОЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1, ч.9 ст.2 данного Закона, который введен в действие с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (Закон КО от 18.12.2008 N 108-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"), государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 той же статьи предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В судебном заседании установлено, что П. имеет статус ребёнка-сироты. <…>

Как следует из пояснений истицы П., с момента установления над ней попечительства она проживала в доме своей бабушки – ее попечителя.

В судебном заседании установлено, что в 20ххг. истица поступила в Ххх, в котором продолжает обучаться на 5 курсе по очной форме (л.д.10). На период обучения в указанном ВУЗе, а именно с хх.хх.20ххг. по настоящее время, П. предоставлена комната № ххх в общежитии №хх Ххх, расположенном в г.Кемерово по ул.Х, хх. В настоящее время истица значится зарегистрированной по данному адресу (л.д.9).

Из письменного сообщения администрации Топкинского района усматривается, что с 20ххг. П. состоит в списке лиц, нуждающихся в получении жилья на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ. На сегодняшний день ее очередь имеет №ххх (л.д.8), жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Суд, разрешая заявленные исковые требования по существу, учитывая вышеизложенные обстоятельства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований П. При этом суд принимает во внимание, что в настоящее время истица П. продолжает обучение в образовательном учреждении – Ххх, кроме того, как следует из показаний, данных в ходе судебного заседания, истица на сегодняшний день находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем в настоящее время у нее не возникло правовых оснований для предоставления ей, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, жилого помещения, поскольку в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Принимая во внимание, что требование об окончании пребывания в образовательном учреждении является одним из существенных при решении вопроса о предоставлении жилого помещения вышеуказанной категории лиц, суд считает необходимым в иске П. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

П. в иске к администрации Топкинского района о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Латушкина Е.В.

Решение вступило в законную силу 03 декабря 2010г.

Судья Е.В. Латушкина