о понуждении к действиям



Дело № 2-899/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Казачкова В.В., при секретаре Балмасовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 18 ноября 2010 года гражданское дело по иску прокурора г. Н. к О. по Х. району о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Н. Х. области обратился в суд с иском О. по Х. району о понуждении к действиям.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения в деятельности должностных лиц О. по Х. району (далее – О) законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания в изоляторе временного содержания (далее – ИВС граждан, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Проверка проведена с привлечением должностных лиц территориального отдела Управления Роспотребназора по Х. области в городе Н. и Х. районе. Проверкой установлено, что ИВС расположен в приспособленном одноэтажном здании, находящемся на территории О. В 2009 году в его помещениях проведён ремонт. Всего в ИВС имеется 10 камер для подозреваемых и обвиняемых. Проведенной проверкой установлено, что при содержании в ИВС граждан, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, допускаются многочисленные нарушения порядка и условий их содержания. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, и иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 7 Закона местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 9 Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федераций по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005года № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с п. 2 Правил в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя – начальника милиции общественной безопасности, начальника – ИВС.

Проведенной проверкой установлено, что соответствующими должностными лицами О. (начальник О., его заместитель – начальник милиции общественной безопасности, начальник ИВС) не в полной мере обеспечивают организацию и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка.

Так, в нарушение Правил в ИВС не обеспечена санитарная обработка вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых. Дезинфекционная камера для обработки одежды и иных носильных вещей отсутствует. В нарушение раздела 5 Правил материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых в ИВС не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям законодательства, в частности: подозреваемые и обвиняемые не обеспечены постельными принадлежностями; лицам, содержащимся в ИВС, в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество лиц не выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры; издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания; камеры ИВС не оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазам и для гигиенических целей и стирки одежды; лица, содержащиеся в ИВС, не имеют возможности еженедельной помывки в душе; подозреваемым и обвиняемым не предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; в ИВС отсутствуют специально оборудованные помещения для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами.

Кроме того, проверкой установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

В нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000года № 554, санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1. 1. 1278-03 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-0 1, в помещениях ИВС отсутствует естественное освещение, в ИВС отсутствует горячая проточная вода и чистящие средства для посуды, что приводит к нарушению правил ее мытья.

Кроме того, в деятельности О. установлены нарушения‚ законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Так, в ИВС имеется медицинский кабинет. Медицинская деятельность (осмотр граждан, первая доврачебная помощь) оказывается фельдшером ИВС. Деятельность О. по оказанию лицам, содержащимся в ИВС доврачебной помощи должна осуществляться на основании лицензии на право осуществления медицинской деятельности. В нарушение требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности ОВД не имеет соответствующей лицензии.

Таким образом, деятельность ИВС в рассматриваемых сферах осуществляется с нарушением действующего законодательства.

Просит суд признать бездействие О. по Х. району и его должностных лиц (начальник, его заместитель – начальник милиции общественной безопасности, начальник ИВС), выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение действующего законодательства о порядке и условиях содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, незаконным. Обязать О. в срок до 01.03.2011 года принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере организации и обеспечения режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка. Обязать О. в срок до 01.03.2011 года принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать О. в срок до хх.хх.2011 года принять меры, направленные на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Н.

А. – отказался от исковых требований в части признания бездействия О. по Х району и его должностных лиц, выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение действующего законодательства о порядке и условиях содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, незаконным, об обязании О. срок до хх.хх.2011 года принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере организации и обеспечения режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка, об обязании О. в срок до хх.хх.2011 года принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Настаивал на удовлетворении требований в части обязания О. по Х. району установить в ИВС дезинфекционную камеру в срок до хх.хх.2011 года и получении лицензии на право осуществления медицинской деятельности в срок до хх.хх.2011 года.

Определением суда от 18.11.2010 года производство по делу в указанной части прекращено в связи с отказом представителя истца от заявленных требований.

Представители ответчика – юрисконсульт правового отдела ГУВД ХО Р., действующая на основании доверенности № * от хх.хх.2010 года, выданной сроком до хх.хх.2010 года, начальник ИВС О. по Х. району П., с требованиями об установлении дезинфекционной камеры согласились, в удовлетворении требований, касающихся лицензирования медицинской деятельности просили отказать.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ст. 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, и иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 7 Закона местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу ст. 9 Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федераций по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, регламентирующие внутренний рас порядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии с п. 2 Правил в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя – начальника милиции общественной безопасности, начальника – ИВС.

Согласно п. 14 Правил в ИВС в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Судом из пояснений сторон, письменных доказательств – актов проверок № ** от хх.хх.2010 года, № ** от хх.хх.2010 года – установлено, что ИВС приобрело дезинфекционную камеру, однако она до настоящего времени не установлена. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Поскольку отсутствие дезинфекционной камеры является нарушением действующего законодательства, ущемляющим права содержащихся в ИВС О.по Х. району граждан, суд считает необходимым обязать О.по Х. району установить дезинфекционную камеру в срок до хх.хх.2011 года. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным с учетом необходимости проведения реконструкции комнаты, предназначенной для ее установки, а также изыскании материальных средств на указанные цели.

В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В силу ст. 2 Закона лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок лицензирования медицинской деятельности осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.

В соответствия с п. 4 Положения медицинская деятельность, подлежащая лицензированию, предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с приложением к Положению (Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности).

Согласно указанного приложения деятельность, связанная с медицинскими осмотрами (предварительным, периодическим) подлежит лицензированию.

Судом из пояснений сторон, письменных материалов дела установлено, что в ИВС имеется медицинский кабинет. Медицинская деятельность (осмотр граждан, первая доврачебная помощь) оказывается фельдшером ИВС.

Из должностной инструкции фельдшера ИВС усматривается, что в обязанности фельдшера входит осуществление ежедневных медицинских осмотров (п. 3.1), осмотр граждан и выдача соответствующей справки при отказе подозреваемого или обвиняемого от участия в следственных действиях (п. 3.2), соблюдение правил хранения, обработки и использования изделий медицинского назначения (п. 3.3.), выполнение медицинских манипуляций, назначенных врачом или самостоятельно в пределах своей компетенции (п. 3.5), оказание неотложной доврачебной помощи (п. 3.6) определение показаний для госпитализации (п.3.7), оказание первой медицинской помощи при обращениях личного состава ИВС (п.3.17).

Доводы представителей ответчиков о том, что осмотры, проводимые фельдшером ИВС не предусмотрены Перечнем, ИВС не является учреждением здравоохранения, а потому данная деятельность не подлежит лицензированию, суд находит необоснованными и противоречащими положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов.

Из должностной инструкции фельдшера ИВС усматривается его обязанность осуществления ежедневных медицинских осмотров, что входит в понятие доврачебной помощи и прямо предусмотрено Перечнем.

Поскольку деятельность О. по Х. району по оказанию лицам, содержащимся в ИВС доврачебной помощи должна осуществляться на основании лицензии на право осуществления медицинской деятельности, суд считает бездействие О.по Х. району в данной части незаконным и приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на ответчика принять меры, направленные на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до хх.хх.2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать О. по Х. району в срок до хх.хх.2011 года оборудовать изолятор временного содержания О. по Х. району дезинфекционной камерой для обработки одежды и иных носильных вещей.

Обязать О. по Х. району в срок до хх.хх.2011 года принять меры, направленные на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания О. дел по Х. району.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий В. В. Казачков

Решение вступило в законную силу 06 декабря 2010 года.