о понуждении к действию



Дело № 2 – 420/2011Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего судьи Савченко Л.С.,

с участием прокурора Спиридоновой Л.М.,

при секретаре Пищинской Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Топки « 31 » мая 2011 года дело по иску прокурора г. Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения S. и интересов неопределенного круга лиц к администрации N - ского района о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения S. (далее МОУ S., школа) и интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации N - ского района о понуждении к действию.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Топки проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории ….

В ходе проверки установлено, что МОУ S. осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации N - ского района № ** от. ..2011 г.. Данное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением действующего санитарного законодательства.

Учредителем данного образовательного учреждения является администрация N - ского района

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В силу ст. 41 данного Закона, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пп. 6.1 п. 1 ст. 29 настоящего Закона, т.е. обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия

В силу п. 1.16 Устава школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся детей и работников учреждения. Директор школы в силу п.5.10. несет ответственность по организации и обеспечению деятельности образовательного учреждения.

Согласно п. 5.3. Устава учредитель, в данном случае – администрация N - ского района обеспечивает содержание здания и сооружений школы, обустройство прилегающей территории, а также финансирование школы.

В соответствии с требованиями ст.ст.11, 24, 28, 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг.

При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения, учебная мебель допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам, соблюдение которых в силу ст. 39 названного закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Однако указанные требования ответчиками нарушаются, и меры по устранению нарушений санитарного законодательства на протяжении длительного времени не принимается.

Так, до настоящего времени, вопреки требованиям санитарного законодательства, в частности п.2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а также п. 3.26., 3.27., 3.28. СП 3.3.2342-08 (далее – санитарные правила) в образовательном учреждении в санузлах унитазы не оборудованы кабинами с дверями, недостаточное количество унитазов, в медицинском кабинете отсутствует второй манипуляционный стол.

В соответствии с. ч.1, 2, и 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Как установлено проверкой, устранить вышеуказанные нарушения санитарного законодательства администрация школы не имеет реальной возможности из-за отсутствия денежных средств, а учредитель (администрация N - ского района), обязанный в силу закона финансировать созданное органами местного самоуправления бюджетное учреждение, мер на покрытие указанных расходов и проведение мероприятий, направленных на безопасное содержание и обучение несовершеннолетних, обучающихся данного образовательного учреждения, длительное время не принимает.

Администрация школы на протяжении длительного времени неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств – в управление образования администрации N - ского района с просьбой о выделении денежных средств для покрытия расходов на устранение вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.

Однако, до настоящего времени денежные средства образовательному учреждению именно на эти нужды не выделялись.

Проверкой также установлено, что спонсорская помощь либо другие пожертвования учреждению, достаточные для устранения данных нарушений, не оказывались, а у самого учреждения отсутствовала реальная возможность привлечения денежных средств путем оказания платных образовательных услуг (отсутствие лицензии в области дополнительного образования).

Таким образом, учреждением, по вине ответчика, не принявшего в полном объеме мер по финансированию данного учреждения для содержания здания и оборудования школы, не соблюдаются установленные законодательством нормы и правила санитарного законодательства, так как мер по созданию надлежащих условий обучения в данном образовательном учреждении до настоящего времени не принято, что создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья как несовершеннолетних обучающихся, так и работников указанного учреждения, а также других лиц, которые по необходимости посещают школу.

В силу ст. ст. 15, 16 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию РФ и Федеральные законы, при этом их соблюдение является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Также в ст. 43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование, его общедоступность и бесплатность.

Невыполнение ответчиком указанных требований федерального законодательства свидетельствует о нарушении гарантированного государством права на охрану здоровья, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних (в данном случае – обучающихся школы).

Одним из приоритетных интересов Российской Федерации является обеспечение безопасности ее граждан, охрана жизни и здоровья всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации. В целях реализации данного интереса, Российская Федерация устанавливает обязательные для всех учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных на ее территории, нормы и правила обеспечения безопасности людей. Невыполнение указанных норм федерального санитарного законодательства создает реальную угрозу всем лицам, посещающим (по любой причине) школу, а значит, противоречит государственным интересам.

Учитывая, что реализация возложенных на школу функций предполагает его многократное посещение (по различным причинам) различными людьми (несовершеннолетними обучающимися, в том числе и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей), число которых постоянно меняется ввиду выпуска и зачисления, их родителями, законными представителями, опекунами, попечителями, работниками образовательного учреждения и др. Круг указанных лиц точно определить не представляется возможным. В связи с этим несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц.

Кроме того, данное учреждение изначально было образовано, прежде всего, для получения дошкольного и основного образования детей в возрасте до 18 лет, которые в силу своего фактического статуса и возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права, поэтому нуждаются в правовой защите государства. Несоблюдение ответчиком требований федерального санитарного законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей.

На основании изложенного, прокурор г. Топки просит суд обязать администрацию N - ского района профинансировать МОУ S. на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности на приведение здания данного образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами, т.е. на оборудование в санузлах унитазов кабинами с дверями, увеличение количества унитазов, приобретение в медицинский кабинет второго манипуляционного стола в срок до 01.09.2011 г.

В судебном заседании прокурор Спиридонова Л.М. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика – администрации N - ского района - Л.Н., действующая на основании доверенности от. ..2010 года за № **, представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МОУ S. - В.Д. требования прокурора г. Топки признали в полном объеме.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 173 ГПК РФ признание иска представителем ответчика – Л.Н., представителем третьего лица – В.Д.. занесено в протокол судебного заседания и ими подписано, судом разъяснены представителям ответчика – Л.Н. и третьего лица – В.Д. последствия признания иска.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку в судебном заседании представитель ответчика – Л.Н. признала исковые требования прокурора г. Топки в полном объеме, - суд считает необходимым принять признание иска представителем ответчика, так как оно не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

В силу признания иска представителем ответчика и принятия его судом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, ч. 1 и 2 ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию N - ского района профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение S. на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности на приведение здания и оборудования данного образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами: на оборудование унитазов в санузлах кабинами с дверями, на увеличение количества унитазов в соответствие с санитарными правилами и нормативами, приобретение в медицинский кабинет второго манипуляционного стола, - в срок до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Л.С.Савченко

Решение вступило в законную силу 14 июня 2011года.