Дело № 2-400/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Казачкова В.В., при секретаре Балмасовой А.В., с участием прокурора Спиридоновой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 23 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Топки к администрации Х. района о понуждении к действию, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Топки в защиту государственных интересов, интересов несовершеннолетних, обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ № *» г. Х. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Топкинского района о понуждении к действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Топки была проведена проверка соблюдения требования законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Х. района. В ходе проверки было установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № *» г. Х. осуществляет свою деятельность на основании Устава утвержденного постановлением администрации Х. муниципальной района № ** от **.**.20** года. Так, до настоящего времени, вопреки требованиям санитарного законодательства, п. 2.3.5, п.2.4.8, п. 2.4.9, п. 2.6.2, п.2.4.6., п. 2.5.1., п. 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а также п. 4. 4. СП 2.3.6.1079-01 и п.3.1., п. 4.13. СП 3.3.1120-02 (далее – санитарные правила) в образовательном учреждении для детей начальных классов не оборудованы гардеробные, стены в кабинете №24 оклеены бумажными обоями, в классах №24, 26, 28, 31, 32, 34, 36, 37 отсутствуют софиты, во многих классах мебель не соответствует росту детей, на пищеблоке школы фактически отсутствует вытяжная вентиляция: находится в не рабочем состоянии, радиаторы отопления в малом спортивном зале не оборудованы деревянными решетками, в туалетах унитазы не оборудованы кабинами с дверями, отсутствует комната гигиены для девочек, в кабинете врача покрытие пола не соответствует санитарным правилам, в комнате приема пациентов стены обшиты тканью и панелями, обшитыми лакированным ДСП, в медицинском кабинете отсутствует контейнер для доставки медицинских иммунобиологических препаратов. Как установлено проверкой, для устранения указанных нарушений требуются значительные затраты денежных средств, которых учреждение не имеет. Администрация Х. района, как учредитель обязана, в силу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансировать созданное органами местного самоуправления бюджетное учреждение, однако не принимает установленных законом мер на покрытие указанных расходов и проведения мероприятий, направленных на безопасное содержание и обучение несовершеннолетних, обучающихся данного образовательного учреждения. Прокурор г. Топки указывает, что ответчиками не соблюдаются установленные вышеназванным законодательством нормы и требования санитарного законодательства, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в любой момент, а значит, поставить под угрозу безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Не соблюдение ответчиками требований федерального санитарного законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей. Просит суд обязать администрацию Х. муниципального района профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №*» г. Х. на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности приведение здания данного образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами, т.е. установление софитов, мебели в соответствие с ростом детей, вытяжной вентиляции на пищеблоке школы, приведение радиаторов отопления в малом спортивном зале в соответствие с требованиями санитарного законодательства, оборудование унитазов в туалетах кабинами с дверями, оборудование комнаты гигиены для девочек, напольного покрытия в кабинете врача, стен в комнате приема пациентов, приобретения в медицинский кабинет контейнера для доставки медицинских иммунобиологических препаратов в срок до 01.09.2011 года. Помощник прокурора г. Топки Спиридонова Л.М. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях. Представитель ответчика администрации Х. района – Х., действующая на основании доверенности № ** от **.**.20** года, выданной сроком на три года согласна с тем, что имеются нарушения санитарного законодательства. Не согласна со сроками их устранения. Пояснила, что при принятии бюджета была заложена сумма только 40% от требуемой. Просила суд продлить срок для устранения нарушений до конца 2011 года. Представитель третьего лица на стороне ответчика – Управления образования администрации Х. Е. действующая на основании доверенности № *** от **.**.20** года, с исковыми требованиями прокурора согласна. Не согласна со сроком устрашения нарушений. Представитель третьего лица на стороне ответчика – заместитель директора по БЖ МОУ «СОШ №*» – Р., действующий на основании доверенности № *** от **.**.20** года, с исковыми требованиями прокурора согласен. Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящихся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации о 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»: образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Устава данного образовательного учреждения. В силу ст. 41 Закона «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона, т.е. обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», принятой 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязаны обеспечить ребенку такие защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. В соответствии с требованиями ст. ст. 11, 24, 28, 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг. При эксплуатации помещений, зданий должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения, учебная мебель допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам, соблюдение которых в силу ст. 39 названного закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 161 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями (в ред. Федерального закона от 03.11.2006г. №175-ФЗ). На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В силу ч. 3 ст. 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 51 Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Несоблюдение ответчиком требований федерального санитарного законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетних детей. Судом установлено, что МОУ «Ш» г.Х. является муниципальным общеобразовательным учреждением, расположенным на территории Х. муниципального района. МОУ «Ш» осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственную деятельность на основании Устава МОУ «СОШ », утвержденного постановлением администрации Топкинского муниципального района от **.**.20** года № ***. Учредителем МОУ «СОШ №*» согласно п. 5.11 Устава является администрация Х. района. Управление МОУ «СОШ №*» осуществляет ее директор Х., назначенная на должность приказом № ** –к **.**.20**года (л.д.38). Согласно п.1.12 Устава, школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся детей и работников учреждения. Директор МОУ «СОШ №*» в силу п. 5.10 Устава несет ответственность по организации и обеспечению деятельности образовательного учреждения. Согласно п. 5.11. Устава учредитель, в данном случае — администрация Х. района обеспечивает содержание здания и сооружений школы, обустройство прилегающей территории. В соответствии с требованиями ст. ст. 11, 24, 28, 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг. Судом установлено, что в здании МОУ «СОШ №*» была проведена проверка соблюдения требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и санитарного законодательства на указанном предприятии допущены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно в образовательном учреждении для детей начальных классов не оборудованы гардеробные, стены в кабинете №24 оклеены бумажными обоями, в классах №24, 26, 28, 31, 32, 34, 36, 37 отсутствуют софиты, во многих классах мебель не соответствует росту детей, на пищеблоке школы фактически отсутствует вытяжная вентиляция: находится в не рабочем состоянии, радиаторы отопления в малом спортивном зале не оборудованы деревянными решетками, в туалетах унитазы не оборудованы кабинами с дверями, отсутствует комната гигиены для девочек, в кабинете врача покрытие пола не соответствует санитарным правилам, в комнате приема пациентов стены обшиты тканью и панелями, обшитыми лакированным ДСП, в медицинском кабинете отсутствует контейнер для доставки медицинских иммунобиологических препаратов. В связи с чем было составлено предписание об устранении нарушений № ** от **.**.20** года (л.д.8). Однако до настоящего времени администрацией МОУ «СОШ» указанные требования по устранению ряда выявленных нарушений санитарного законодательства не выполнены. В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось сторонами, что именно на администрации Х. района, как на учредителе МОУ «СОШ», лежит обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением нарушений санитарного законодательства, однако данная обязанность не выполнена, а МОУ «СОШ №*» не располагает собственными денежными средствами, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора. Доводы представителя ответчика о том, что администрация Х. района не сможет профинансировать МОУ «СОШ № *» в 2011 году, поскольку данные расходы не предусмотрены бюджетом, суд находит необоснованными, поскольку данный факт не имеет юридического значения при разрешении заявленных требований, кроме того, как следует из представленных писем МОУ «СОШ» в адрес ответчика, администрации Х. района было известно о имеющихся нарушениях санитарных норм и необходимости финансирования мероприятий по их устранению как минимум с января 2010 года (л.д. 40-57). Срок, предложенный прокурором, суд считает обоснованным, поскольку он связан с началом учебного года и устранение выявленных нарушений к указанному сроку направлено на защиту прав обучающихся в школе детей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Х.о района профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №*» г. Х. на проведение мероприятий по устранению нарушений Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: приведение здания образовательного учреждения в соответствие с санитарными правилами и нормативами, т.е. установление софитов, мебели в соответствие с ростом детей, вытяжной вентиляции на пищеблоке школы, приведение радиаторов отопления в малом спортивном зале в соответствие с требованиями санитарного законодательства, оборудование унитазов в туалетах кабинами с дверями, оборудование комнаты гигиены для девочек, напольного покрытия в кабинете врача, стен в комнате приема пациентов, приобретения в медицинский кабинет контейнера для доставки медицинских иммунобиологических препаратов в срок до 01.09.2011 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Председательствующий В. В. Казачков Решение вступило в законную силу 07 июня 2011 года.